Оплата труда после получения высшего образования

Бакалавр и магистр: как степень отражается на зарплате?

Оплата труда после получения высшего образования

Многие студенты размышляют, какое лучше получить образование – бакалавра или магистра. Каждая из этих степеней предполагает разный объем знаний, который затем можно будет использовать в практической деятельности.

Соответственно, от сделанного выбора напрямую будет зависеть зарплата будущего выпускника вуза. Какая ситуация складывается в России и за границей, обращают ли внимание работодатели на ученую степень при приеме на работу, разберемся в этой статье.

Заметный сигнал

Одно из самых глубоких исследований разницы между бакалавром и магистром сделал лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года Майкл Спенс в своих многочисленных трудах.

В них ученый утверждает, что стремление молодого человека получить высшее образование – неотъемлемое действие, являющееся экономически оправданным.

Это конкретный сигнал, подаваемый соискателем потенциальному работодателю.

При трудоустройстве руководителю необходимо добыть как можно больше информации о качествах своего сотрудника. С этой целью проводится собеседование, но оно не может в полной мере отражать потенциал соискателя. Полученное им образование в современной экономике считается более достоверным и надежным сигналом.

Существует несколько критериев, по которым можно измерить качество полученного образования:

  • количество лет обучения;
  • приобретенная степень;
  • репутация учебного заведения;
  • оценки в дипломе.

Уровень образования позволяет объективно судить о возможностях работника. Пусть даже все это не гарантия эффективного исполнения обязанностей, а только сигналы и предпосылки. Чем выше приобретенный уровень образования, тем на более высокую зарплату и престижную должность можно рассчитывать.

Конечно, образование должно иметь непосредственное отношение к выбранной специальности.

Чем отличаются бакалавры от магистров?

Если коротко, то степень бакалавра подтверждает получение человеком начальной степени образования. Ее выдают после обучения продолжительностью 4 года. После этого у выпускника автоматически появляется возможность заниматься практической деятельностью в рамках полученной специальности.

Магистром студент становится, освоив вторую ступень образования. Для этого требуется дополнительно учиться еще два года. За это время он получает углубленные специализированные знания по конкретному предмету, позволяющему скорректировать профессиональное направление, которое может совпадать с направлением бакалавриата или принципиально от него отличаться.

На основании этих пояснений сразу становится понятным, что выше – бакалавр или магистр. Для получения магистерской степени, в общем следует учиться 6 лет, а бакалавром становятся через 4 года.

Как уровень образования влияет на размеры зарплат в США?

Согласно статистике, в Америке стартовая разница зарплаты бакалавра и магистра составляла 15 000 долларов в год (это почти 1 млн. рублей в год, или около 80 000 рублей в месяц).

Для наглядности можно привести размер годовых зарплат конкретных специалистов в зависимости от их уровня образования. При составлении этого списка за основу бралась средняя годовая зарплата без учета налоговых вычетов.

Бухгалтер:

  • бакалавр – 46 000 долларов (3 млн. рублей);
  • магистр – 50 500 долларов (3,3 млн. рублей).

Биохимик:

  • бакалавр – 38 500 долларов (2,5 млн. рублей);
  • магистр – 47 000 долларов (3 млн. рублей).

Программист:

  • бакалавр – 51 000 долларов (3,3 млн. рублей);
  • магистр – 72 500 долларов (4,7 млн. рублей).

Экономист:

  • бакалавр – 47 500 долларов (3 млн. рублей);
  • магистр – 63 500 долларов (4,1 млн. рублей).

Как видно из этих сведений, самая существенная разница наблюдается в сфере программирования. В этом случае при пересчете на рубли магистр сможет в год получать почти на полтора миллиона рублей больше. А вот для бухгалтера и биохимика разница значительно меньше – от 300 до 500 тысяч рублей в год.

Ситуация в России

Квалификации сотрудников, их ученой степени уделяют внимание и в России. Исследование, проведенное специалистами НИУ ВШЭ, показало, что магистры имеют существенные преимущества по сравнению с теми, кто принял решение остановиться на приобретение диплома бакалавра. У них больше карьерных перспектив и выше стартовая зарплата.

В денежном выражении получается, что в России зарплата магистра уже на первом месте работы оказывается на 30% выше, чем у бакалавра.

Также степень магистра в состоянии заменить наличие диплома о прохождении профессиональных курсов, что также повышает уровень оплаты труда примерно на 10%.

Отношение работодателей к ученой степени

Интересно, что работодатели с большим пиететом относятся к магистрам, чем к бакалаврам, даже если не осознают принципиальной разницы между ними. Люди, принимающие решение о зачислении сотрудника на работу, интуитивно отдают предпочтение обладателям магистерского диплома. К такому выводу пришли в результате исследования, организованного НИУ ВШЭ.

Это имеет под собой вполне определенную основу. Ведь подготовка бакалавров и магистров существенно отличается друг от друга.

Правда, результаты другого опроса, проведенного порталом SuperJob, показали, что вид диплома не считается основным критерием при принятии решения о приеме на работу. Намного большее значение руководители кадрового отдела отлают личностным качествам конкретного соискателя.

В результате исследований удалось установить:

  1. Более 40% опрошенных отдают одинаковое предпочтение магистрам и бакалаврам.
  2. 35% работодателей считают, что бакалавры – это студенты с неоконченным высшим образованием.
  3. 8% вовсе приравнивают бакалавров к сотрудникам со средним специальным образованием.

Конечно, считать бакалавриат неоконченным высшим образованием ошибочно. Эта степень дает право на получение полноценного диплома, разрешение занимать должности, для которых необходимо получение высшего образования.

На основании этого можно сделать вывод, что магистры получают весьма ощутимые преимущества, как в уровне зарплат, так и в отношении в момент приема на работу.

Преимущества дистанционного образования

Большинство отказываются от идеи получать степень магистра, чтобы не тратить лишние два года. Ведь в этот период уже можно выйти на работу, начать зарабатывать стаж.

Однако существует возможность обучения на магистра без отрыва от трудовой деятельности. Ведь дополнительное образование можно получить дистанционно.

Это распространенная мировая практика, которая набирает популярность в России. У дистанционного образования есть следующие преимущества:

  1. Отсутствует необходимость постоянно приезжать в вуз. Это особенно актуально для студентов, живущих в отдаленных регионах. При дистанционном обучении многие вузы даже вступительные и государственные экзамены принимают удаленно.
  2. Стоимость дистанционного обучения на порядок ниже, чем при очной или заочной форме обучения.
  3. Дистанционное образование способствует выработке важных для будущей профессиональной деятельности качеств – самодисциплины, чувства ответственности.

Дистанционное образование – оптимальный вариант получения магистерской степени, которая станет основой для будущего карьерного роста.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Московский Государственный Машиностроительный Университет (МАМИ)

Курский техникум экономики и управления

Учебный центр «Промстройгаз»

Курский институт менеджмента экономики и бизнеса (МЭБИК)

Источник: //ecvdo.ru/states/bakalavr-i-magistr-kak-stepen-otrazhaetsya-na-zarplate

Статья 30. Оплата труда работников высшего учебного заведения | ГАРАНТ

Оплата труда после получения высшего образования

Статья 30. Оплата труда работников высшего учебного заведения

1. Высшее учебное заведение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеры должностных окладов (ставок) всех категорий работников (без установления предельных размеров должностных окладов (ставок)).

2. Должностной оклад (ставка) выплачивается работнику высшего учебного заведения за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом).

3. Государственное высшее учебное заведение самостоятельно формирует фонд оплаты труда работников за счет средств бюджета, направляемых на содержание высшего учебного заведения, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ действие пункта 4 статьи 30 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г. в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета

Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ действие пункта 4 статьи 30 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г. в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета

4. Минимальные размеры ставок для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений устанавливаются в размере не ниже восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

5. Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:

сорока процентов за должность доцента;

шестидесяти процентов за должность профессора;

900 рублей за ученую степень кандидата наук;

1500 рублей за ученую степень доктора наук.

Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ действие пункта 6 статьи 30 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г. в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета

Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ действие пункта 6 статьи 30 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г. в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета

6.

Предусмотренные статьей 54 Закона Российской Федерации “Об образовании” размеры средних должностных окладов (ставок) работников высших учебных заведений в части, относящейся к оплате труда работников высшего учебного заведения, устанавливаются Правительством Российской Федерации первого числа второго месяца каждого квартала в соответствии с законодательно установленным их отношением к достигнутому уровню средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации за предыдущий квартал.

Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ действие пункта 7 статьи 30 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г. в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета

Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ действие пункта 7 статьи 30 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г. в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета

7. Средние должностные оклады (ставки) работников высшего учебного заведения устанавливаются на уровне:

для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений – в два раза превышающем уровень средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации;

для учителей и других педагогических работников – не ниже средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации;

для иных работников высших учебных заведений – средней заработной платы аналогичных категорий работников промышленности в Российской Федерации.

Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ действие пункта 8 статьи 30 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г. в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета

Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ действие пункта 8 статьи 30 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г. в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета

8. Правительству Российской Федерации в течение двух месяцев со дня вступления настоящего Федерального закона в силу ввести соответствующую требованиям настоящей статьи тарифную сетку по оплате труда работников высшего учебного заведения.

Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ действие пункта 9 статьи 30 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г. в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета

Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ действие пункта 9 статьи 30 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г. в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета

9. Размеры должностных окладов (ставок) работников высшего учебного заведения определяются каждый квартал в соответствии с пунктами 6, 7 и 8 настоящей статьи, являются минимальными для соответствующих категорий работников высшего учебного заведения и обязательны на территории Российской Федерации.

Источник: //base.garant.ru/4001489/7d6bbe1829627ce93319dc72963759a2/

Зарплата учителя в России: как формируется и от чего зависит

Оплата труда после получения высшего образования

Заработная плата учителя имеет не самую простую систему расчета. Существует базовая часть, компенсационные выплаты и выплаты за квалификацию и стаж. В этой статье отвечаем на основные вопросы.

В этой статье мы рассказываем:

  • Из чего складывается зарплата учителя
  • Как производится расчет заработной платы учителя
  • Про тарифные сетки НСОТ и ЕТС
  • Что говорят педагоги в разных регионах

Какая зарплата у учителей?

Профессия педагога всегда была одной из самых уважаемых в разных странах, в том числе и в России. В советское время она хорошо оплачивалась и, в общем, все прекрасно понимали, что учитель – «это звучит гордо». Для примера: в 1987 году при средней зарплате по стране 190 рублей учитель получал 230 рублей, директор школы – чуть больше 300 рублей. В ссузах и вузах ставки были еще выше. 

В 90-е годы, с развалом Советского Союза и приходом рыночных отношений, система образования попала под удар одной из первых, в том числе и в плане финансирования. Это довольно быстро сказалось и на имидже учителей, и на отношении к ним их же учеников (все помнят обращенные к педагогу фразочки хамоватых старшеклассников типа «Если ты такой умный, то почему такой бедный?»).

В 2000-е ситуация постепенно стабилизировалась, но зарплаты учителей и воспитателей по-прежнему далеки от идеала. И майские указы президента далеко не везде сработали как волшебная палочка-выручалочка.

Напомним, весной 2012 года Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым зарплаты бюджетников должны были к 2018 году увеличиться в три раза путем плавного повышения.

Кроме того, средняя зарплата учителя должна была стать не ниже средней зарплаты по региону.

НСОТ против ЕТС

С 1992 года в России труд педагогов оплачивался в соответствии с единой тарифной сеткой (ЕТС). Она предназначалась для всех работников бюджетной сферы. Согласно ЕТС существовало 18 разрядов, из которых наивысшим был 18-й.

Ровно десять лет назад – с 1 декабря 2008 года – в стране ввели новую систему оплаты труда (НСОТ), отменив ЕТС. Согласно новой системе, зарплата учителя теперь состоит из трех частей:

  • оклад (устанавливается по уровню профессиональной квалификационной группы);
  • компенсационные выплаты (доплата за совмещение должностей, интенсивность нагрузки, внеурочную работу, северные коэффициенты и пр.), они установлены действующим законодательством;
  • стимулирующие надбавки (премии, выплаты за выслугу лет и т.д.), которые директор распределяет между сотрудниками. Важно! Если учитель работает по совместительству в нескольких учебных заведениях, он имеет право получать стимулирующие выплаты в каждом из них.

Реформа преследовала благие цели: школьное руководство может самолично распоряжаться фондом заработной платы, поощряя самых опытных и инициативных сотрудников. При этом федеральный зарплатный фонд увеличивается на 30 % – эти средства как раз направлены на выплаты стимулирующих надбавок. Но это все в теории.

В реальности же НСОТ встречает больше критики, чем похвалы. Распространено мнение, что реформа сыграла на руку лишь школьной администрации: зарплаты директоров выросли аж на 50 %, а вот рядовым учителям пришлось испытать сокращение зарплаты чуть не на 30 %. Виновато в этом нежелание руководства проводить стимулирующие выплаты.

К тому же большинство педагогов не понимают принципов, на которые опирается директор при распределении стимулирующих выплат. Недостаточная информированность, естественно, порождает недовольство.

В общем, получилось по принципу, высказанному Виктором Черномырдиным в бытность его председателем правительства: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Из чего складывается зарплата учителя

Давайте разберемся, как рассчитывается зарплата учителя. Актуальный вопрос для любого педагога. Ставка заработной платы учителя в соответствии с новой системой оплаты труда формируется по следующей схеме. Базовый оклад умножается на сумму коэффициентов всех компенсационных выплат, в число которых входят доплаты за:

  • классное руководство, 
  • проверку тетрадей, 
  • заведование кабинетом, 
  • внеурочную работу, 
  • категорию, 
  • количество учеников, 
  • большую нагрузку. 

Это все можно представить в виде формулы. Зарплата учителя в школе = базовый оклад х (1 + сумма всех коэффициентов). 

Еще больше увеличить педагогу оклад помогают стимулирующие выплаты. Они полагаются педагогу за:

  • каждого ученика, который стал победителем или призером муниципальной, областной, всероссийской или международной олимпиады; 
  • отсутствие жалоб от родителей и коллег;
  • отсутствие детских правонарушений и отсутствие или снижение количества учеников, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних;
  • высокие результаты ЕГЭ;
  • использование в работе современных образовательных технологий;
  • профессиональную дисциплину (своевременная подготовка и сдача отчетов, ведение журнала, личных дел учащихся). 

Стимулирующая часть оклада сначала рассчитывается в баллах: за каждое достижение полагается определенное их количество. Стоимость каждого балла в рублях определяет руководство школы: средства из стимулирующего фонда делятся на число всех баллов, заработанных всеми педагогами за отчетный период.

Затем число баллов умножается на их стоимость. Получившейся суммой поощряют педагога.

Фонд оплаты труда, из которого распределяются стимулирующие выплаты, формируется в образовательном учреждении в соответствии с нормативно-подушевым финансированием, которое зависит от количества учащихся и регионального показателя ученико-часа.

Стоимость ученико-часа в каждой школе устанавливается индивидуально. Так как зарплата учителя считается именно по ученико-часам, директор вынужден формировать большие классы. Количество детей умножается на количество часов и на установленную в школе стоимость ученико-часа. 

Расчет заработной платы учителя

Как начисляется зарплата учителям, вам теперь уже известно. Если вы хотите самостоятельно рассчитать оплату своего труда, используйте калькулятор зарплаты учителя – 2018, который мы вам предлагаем ниже. 

Квалификация: 

  • стаж: молодой специалист без опыта работы – 30%, от 3 до 5 лет – 5 %, от 5 до 10 лет – 10 %, от 10 до 15 лет – 20 %, свыше 15 лет – 30 %. В зависимости от региона эти коэффициенты могут отличаться на 5–10 единиц. Учитывать ли стаж вообще, решает школьное руководство. Многие педагоги говорят о том, что сейчас появилась тенденция аннулировать этот пункт, чтобы вынудить пожилых учителей уйти: департаменты образования пытаются привлечь в школы молодые кадры;
  • категория: вторая – от 10 до 40 %, первая – от 25 до 50 %, высшая – 40 до 60 %. Конкретные коэффициенты зависят от региона;
  • образование: среднее специальное – 30 %, высшее – 50 %.

Компенсационные выплаты:

  • учителя лицеев и гимназий – 15 %;
  • работа в коррекционном учреждении для воспитанников с ОВЗ – 20 %;
  • преподавание в школе-интернате – 15 %;
  • преподавание в школе-интернате для детей-сирот – 20 %;
  • обучение на дому больных детей, детей-инвалидов – 20 %;
  • классное руководство в начальных классах (с 1-го по 4-й) – 15 %;
  • классное руководство в средних и старших классах (с 5-го по 11-й) – 20 %;
  • проверка тетрадей в начальных классах – 10 %; 
  • проверка тетрадей по русскому и родному языку, по литературе – 15 %; 
  • проверка тетрадей по математике, иностранному языку, черчению – 10 %; 
  • сложность или приоритетность предмета – 25 % (русский и иностранный языки, математика), 20 % (учителя начальных классов), 15 % (естественные науки, информатика);
  • заведование учебным кабинетом, лабораторией – 10 %;
  • работа с библиотечным фондом учебников – 20 %;
  • руководство методическим объединением, предметной комиссией – 15 %;
  • заведование учебными мастерскими – 35 %;
  • заведование учебно-опытными участками – 15 %;
  • обслуживание вычислительной техники – 15 %;
  • руководство кружком по духовно-нравственному и правовому воспитанию – 20 %;
  • работа с вредными, опасными и иными особыми условиями труда (например, для учителей химии, информатики) – 12 %;
  • народный, заслуженный учитель – 15 %;
  • почетный работник общего образования РФ – 20 %.

Москва:

Зарплата московских учителей – предмет зависти многих коллег из регионов. В столице педагог имеет особый род стимулирующих выплат – городские надбавки.

Во-первых, 12 500 рублей в месяц за классное руководство (при условии, что в классе учится не менее 25 человек) – согласитесь, это существенно больше общепринятой надбавки в 15–20 %.

Во-вторых, ежемесячная доплата 10 000 рублей за развитие проекта Московской электронной школы и за использование материалов МЭШ на своих уроках. 

Регионы:

Городские школы. Без сомнения, средняя зарплата учителя в любом регионе России ниже столичной. Даже несмотря на использование одинаковых коэффициентов, заработная плата учителя в Москве стоит особняком.

Причина – изначально более низкий оклад и отсутствие «московских» городских доплат. Сам по себе базовый оклад устанавливается департаментом образования области или края. Минимальный размер – 3 749 рублей.

Сельские школы. Сразу скажем, что учителя сельских школ имеют право на несколько дополнительных выплат:

  • работа в сельской школе – 25 %;
  • одному из учителей школы с численностью учащихся до 50 человек за руководство школой – 50 %;
  • заместителю руководителя по административно-хозяйственной части школы, школы-интерната, имеющей подсобное хозяйство – 20 %.

Еще один бонус, не относящийся непосредственно к зарплате, но тоже материального характера, – это компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. 

Что на самом деле

Источник: //zen.yandex.ru/media/id/5b6ad6c2bd216300a80d4eb9/5c092cc2998cfe00a955c844

Оплата высшего образования сотрудника

Оплата труда после получения высшего образования

Заключен договор на получение высшего образования между организацией, учебным заведением,работником. Особенности налогообложения и отражения в учете.

Вопрос: Заключен договор на получение высшего образования между организацией, учебным заведением,работником. Вопрос:Стоимость обучения облагается НДФЛ? Как отразить в бухгалтерском,налоговом учетах? Можно принять в расходы по налогу на прибыль?

Ответ: 

В зависимости от того в интересах организации или нет проводится обучение, будет строиться бухгалтерский и налоговый учет.

1) Учеба в не интересах организации.

В бухучете затраты на обучение, не связанные с производственной деятельностью организации (в интересах сотрудника), отразите в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

В случае если организация оплачивает учебу сотрудника напрямую учебному заведению, отразите это следующими записями:

Дебет 91-2 Кредит 76– отражены расходы на обучение сотрудника;

Дебет 76 Кредит 51– перечислена оплата обучения сотрудника.

Если учебное заведение имеет лицензию на образовательную деятельность то НДФЛ не удерживайте (п. 21 ст. 217 НК РФ). Если условия из пункта 21 статьи 217 Налогового кодекса РФ не выполнены, учеба в интересах сотрудника относится к доходам в натуральной форме. С них надо удерживать НДФЛ.

Независимо от применяемой системы налогообложения на стоимость обучения в интересах сотрудника начислите взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование, а также взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Дело в том, что данная выплата рассматривается как оплата за сотрудника услуг. Такие выплаты работодатель производит в рамках трудового договора. Кроме того, подобные выплаты отсутствуют в закрытых перечнях сумм, не облагаемых страховыми взносами.

Затраты на учебу, которая не связана с основным или дополнительным профессиональным образованием либо профессиональным обучением сотрудника и проводится не в интересах организации, а в интересах сотрудника, нельзя учесть при расчете налога на прибыль (подп. 23 п. 1 ст. 264 и п. 1 ст. 252 НК РФ).

2) Учеба в интересах организации.

Стоимость учебы сотрудников в интересах организации включите в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). В зависимости от того, в каком подразделении работает сотрудник и какие функции он выполняет, расходы на его обучение отразите проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 76– списаны расходы на учебу сотрудника.

Суммы платы за учебу освобождаются от НДФЛ при условии, что учебное заведение, в котором обучался сотрудник, имеет лицензию на образовательную деятельность. Не придется начислять взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний

Чтобы учесть расходы при расчете налога на прибыль, должны быть выполнены следующие условия:

1. Обучение сотрудника проводится в интересах организации.

2. Между организацией и российской образовательной организацией, научной организацией либо иностранной образовательной организацией заключен договор на обучение.

3. Учебное заведение имеет право на ведение образовательной деятельности (лицензию).

4. Обучается:

– сотрудник, который работает в организации по трудовому договору или

– человек, заключивший с организацией договор, по которому он не позднее трех месяцев после окончания обучения обязан заключить с ней трудовой договор и отработать в ней не менее года.

Обоснование

Как учесть расходы на обучение в интересах сотрудника

Организация сама определяет, нужно ли ей за свой счет обучать сотрудника. При этом тратить деньги на обучение она может как в собственных интересах, так и в интересах сотрудника.

Документальное оформление

Какими документами подтвердить расходы на обучение сотрудника в его собственных интересах

Свою просьбу об оплате учебы сотрудник должен оформить заявлением в произвольном виде.

Договор с учебным заведением (организацией, осуществляющей образовательную деятельность), может заключить:

сам сотрудник;

организация, в которой работает учащийся.

В первом случае организация компенсирует сотруднику стоимость обучения. Во втором случае организация сама заключит договор на оказание образовательных услуг сотруднику и оплатит их стоимость. В такой ситуации руководитель издает приказ об оплате учебы сотрудника за счет собственных средств организации.

Все факты хозяйственной жизни организации должны быть подтверждены первичными документами, которые содержат реквизиты, перечисленные в части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Такими документами, например, могут быть:

 договор с учебным заведением;

акт об оказании образовательных услуг.

Бухучет

Как отразить в бухучете затраты на обучение в интересах сотрудника

В бухучете затраты на обучение, не связанные с производственной деятельностью организации (в интересах сотрудника), отразите в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

В случае если организация оплачивает учебу сотрудника напрямую учебному заведению, отразите это следующими записями:

Дебет 91-2 Кредит 76
– отражены расходы на обучение сотрудника;

Дебет 76 Кредит 51
– перечислена оплата обучения сотрудника.

Образовательные услуги образовательных организаций не облагаются НДС (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ). Поэтому входного налога в расчетных документах, предъявленных такими организациями, нет.

Образовательные услуги коммерческих организаций, осуществляющих обучение, облагаются НДС по ставке 18 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ). Сумму налога, выделенную в расчетных документах, отразите проводкой:

Дебет 19 Кредит 76
– учтен НДС со стоимости услуг коммерческой организации, осуществляющей обучение.

Если расходы на обучение (или их часть) организация удержит из зарплаты сотрудника, в учете сделайте записи:

Дебет 73 Кредит 76
– отнесены за счет сотрудника расходы (часть расходов) на обучение;

Дебет 70 Кредит 73
– удержана из зарплаты сотрудника часть расходов на обучение.

Удержания стоимости обучения из зарплаты сотрудника можно провести только по его письменному заявлению. Перечень случаев, когда администрация организации по собственной инициативе может удержать суммы из зарплаты сотрудника, приведен в статьях 137 и 238 Трудового кодекса РФ. Удержаний в оплату учебы там нет.

НДФЛ и страховые взносы

Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ со стоимости обучения сотрудника (детей сотрудника). Учеба проводится в интересах сотрудника (его детей), но за счет организации

Ответ на этот вопрос зависит от того, соблюдены ли условия, перечисленные в пункте 21 статьи 217 Налогового кодекса РФ.

А именно учебное заведение (организация, осуществляющая образовательную деятельность), в котором обучался сотрудник (его дети), имеет лицензию на образовательную деятельность или соответствующий статус – для иностранного учебного заведения. Если эти условия соблюдены – НДФЛ не удерживайте (п. 21 ст. 217 НК РФ).

При этом не играет никакой роли тот факт, что обучение было в интересах сотрудника или его детей. Неважно и то, кто оплачивает учебу (сама организация или сотрудник, а организация возмещает ему затраты). Кроме того, не имеет значения и налоговый статус сотрудников, а также их детей, обучение которых оплачивает организация.

Помните, что у организации должны быть документы, подтверждающие произведенные расходы (договор об обучении, в котором указан номер лицензии или статус учебного заведения, вид учебы и порядок оплаты, платежные документы).

Если условия из пункта 21 статьи 217 Налогового кодекса РФ не выполнены, учеба в интересах сотрудника (его детей) относится к доходам в натуральной форме. С них надо удерживать НДФЛ.

Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 17 сентября 2015 г. № 03-04-06/53509 и от 2 апреля 2012 г. № 03-04-06/6-88.

Нужно ли начислять страховые взносы на стоимость обучения в интересах сотрудника

Независимо от применяемой системы налогообложения на стоимость обучения в интересах сотрудника начислите взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование, а также взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Дело в том, что данная выплата рассматривается как оплата за сотрудника услуг. Такие выплаты работодатель производит в рамках трудового договора. Кроме того, подобные выплаты отсутствуют в закрытых перечнях сумм, не облагаемых страховыми взносами.

Это следует из пункта 1 статьи 420, статьи 422 Налогового кодекса РФ, а также части 1 статьи 20.1 и части 1 статьи 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Все взносы уплачивайте в общем порядке. Подробнее об этом см.:

– Как организации перечислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование в бюджет;
– Как перечислить взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в бюджет.

Ситуация: нужно ли начислять страховые взносы на суммы, которые работодатель оплачивает за обучение ребенка сотрудника

Нет, не нужно, если плату за обучение организация перечисляет образовательному учреждению напрямую.

Взносами облагаются выплаты в рамках трудовых договоров и вознаграждения по гражданско-правовым договорам. То есть те суммы, которые получает на руки сотрудник. Когда организация перечисляет деньги образовательному учреждению напрямую, оснований считать такой платеж выплатой в рамках трудовых отношений нет. Поэтому начислять страховые взносы не нужно.

Это следует из пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса РФ, пункта 1 статьи 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ и определения Верховного суда РФ от 14 января 2015 г. № 303-КГ14-6601.

Главбух советует: можно не начислять страховые взносы, если работодатель компенсирует стоимость обучения непосредственно сотруднику. Аргументы такие.

Оплата обучения детей сотрудников – выплата социального характера, которая предусмотрена коллективным договором или другими внутренними документами организации.

Такая компенсация не связана с выполнением трудовых обязанностей, поэтому не облагается страховыми взносами (определение Верховного суда РФ от 28 января 2016 г.

№ 310-КГ15-18757, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 октября 2015 г. № Ф10-3427/2015).

Однако раньше судьи считали иначе: если работодатель компенсирует стоимость обучения непосредственно сотруднику, начислите взносы. Такую компенсацию сотрудники фондов сочтут выплатой в рамках трудовых отношений. Это следует из пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса РФ и пункта 1 статьи 20.

1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ (определение ВАС РФ от 11 апреля 2013 г. № ВАС-4142/13, постановление ФАС Поволжского округа от 18 декабря 2012 г. № Ф06-8570/2012). Хоть приведенная судебная практика основана на положениях утратившего силу Закона от 24 июля 2009 г.

№ 212-ФЗ, она по-прежнему актуальна.

Претензий проверяющих не избежать, поэтому безопаснее сразу начислить страховые взносы и перечислить их в обычные сроки.

Порядок расчета остальных налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация.

Налог на прибыль

Затраты на учебу, которая не связана с основным или дополнительным профессиональным образованием либо профессиональным обучением сотрудника и проводится не в интересах организации, а в интересах сотрудника, нельзя учесть при расчете налога на прибыль (подп. 23 п. 1 ст. 264 и п. 1 ст. 252 НК РФ).

Поскольку расходы на обучение сотрудника не уменьшают налогооблагаемую прибыль, в бухучете начислите постоянное налоговое обязательство (п. 4 и 7 ПБУ 18/02).

Главбух советует: есть возможность учесть затраты на обучение в интересах сотрудника в расходах при расчете налога на прибыль, если квалифицировать их в качестве натуральной оплаты труда.

В состав расходов на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, предусмотренные нормами законодательства России, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Об этом сказано в статье 255 Налогового кодекса РФ.

Для того чтобы можно было отнести стоимость учебы в интересах сотрудника к расходам по статье 255 Налогового кодекса РФ, в трудовом (коллективном) договоре четко пропишите, что эти выплаты являются натуральной формой оплаты труда. Кроме того, необходимо учесть, что сумма выплат в натуральной форме не должна превышать 20 процентов от начисленной месячной зарплаты сотрудника (ст. 131 ТК РФ).

Аналогичные выводы следуют из пункта 2 письма Минфина России от 21 декабря 2011 г. № 03-03-06/1/835. Несмотря на то что это письмо посвящено оплате обучения детей сотрудников, приведенные в нем разъяснения можно применить и к рассматриваемой ситуации.

Следует отметить, что в случае, если организация квалифицирует расходы на учебу в интересах сотрудника в качестве натуральной оплаты труда, то с указанной суммы придется удержать НДФЛ (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ).

Учеба сотрудника в его интересах не связана с деятельностью организации. Поэтому НДС, предъявленный коммерческими организациями, осуществляющими обучение, спишите в расходы без уменьшения налогооблагаемой прибыли (п. 1 ст. 170 НК РФ).

В бухучете при этом сделайте такую проводку:

Дебет 91-2 Кредит 19
– списан НДС за счет собственных средств организации.

Как учесть расходы на обучение сотрудника в интересах организации

Организация сама определяет, нужно ли ей за свой счет обучать сотрудника. Условия и порядок обучения нужно прописать в трудовом (коллективном) договоре, дополнительном соглашении к нему или в ученическом договоре. Такие правила установлены статьями 196 и 199 ТК.

В некоторых случаях организации обязаны обучать сотрудников. Например, работодатель обязан оплачивать повышение квалификации сотрудникам, работающим на железнодорожном транспорте, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов (п. 4 ст. 25 Закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ).

Виды обучения

Обучение сотрудников можно разделить на три группы:

 основное профессиональное образование;

дополнительное профессиональное образование;

профессиональное обучение.

Источник: //www.glavbukh.ru/hl/292820-oplata-vysshego-obrazovaniya-sotrudnika

Как оплачивается учебный отпуск в 2020 году, в том числе заочникам

Оплата труда после получения высшего образования

При совмещении работы и учёбы, работник имеет право на предоставление ему работодателем учебного отпуска. Он никак не связан с основным отпуском, но может быть к нему присоединён. В зависимости от формы обучения и от категории получаемого образования, у работника будет оплачиваемый учебный отпуск или нет.

В ст. 287 ТК РФ сказано, что предоставлять учебный отпуск работнику в 2017 году может только работодатель, который является основным местом работы. Вне зависимости от формы совмещения, работнику придётся брать на другой работе отпуск за свой счёт.

По трудовому кодексу отпуск для учёбы не совпадает с другими отпусками. Например, если обучающийся сотрудник находится в отпуске по уходу за ребёнком, то для оформления и получения ученического отпуска, предыдущий отпуск должен быть прерван.

Учебный отпуск гарантирован обучающемуся сотруднику по законодательству. Но необходимо соблюдение обязательных условий:

  • работник получает образование такого уровня в первый раз. То есть, если сотрудник, имеющий высшее образование, получает среднее профессиональное, то работодатель обязан предоставить ему отпуск. Если же сотрудник решил получить второе высшее образование, то он может брать отпуск за свой счёт или основной отпуск;
  • образовательное учреждение, где обучается сотрудник, должно иметь государственную аккредитацию. Но, если в коллективном договоре или другом нормативном локальном акте предусмотрено, что учебный отпуск предоставляется в любом случае, то работодатель обязан это сделать, даже если нет аккредитации.

Оплачивается только учебный отпуск для студентов, обучающихся в ВУЗах по заочной форме обучения, а также при получении общего среднего образования. Отпуск оплачивается, исходя из среднего заработка сотрудника за последний год.

Расчет и оплата учебного отпуска

Для того чтобы учебный отпуск был оплачен, необходимо соблюдение некоторых условий:

  • работник получает данное образование впервые;
  • сам работодатель отправил своего сотрудника на обучение;
  • форма обучения должна быть заочной или очно-заочной;
  • учебное учреждение имеет соответствующую аккредитацию.

Работник может получать образование:

  • в ВУЗе;
  • в вечерней школе или гимназии;
  • в техникуме или колледже;
  • в училище.

Как оплачивается учебный отпуск

Стоит помнить, что сотрудник может рассчитывать на получение оплаты за учебный отпуск только в том случае, если он обучается успешно. Самого понятия «успешности» в трудовом праве нет.

Поэтому стоит предполагать, что работник должен учиться «без хвостов». На их пересдачу работодатель не обязан давать сотруднику оплачиваемый ученический отпуск.

Работник может взять для пересдачи отпуск за свой счёт.

Чтобы получить право на учебный отпуск. Работник должен написать заявление на основании справки – вызова из учебного заведения. Этот документ подтверждает, что данный сотрудник должен пропустить работу по уважительной причине.

Оплачивается учебный отпуск точно так же, как и обычный. Для расчёта среднего заработка сотрудника за месяц, необходимо сложить все его «трудовые» доходы, и разделить на 12 месяцев. Затем полученное число необходимо разделить на среднее количество дней в месяце. С 2014 года, согласно ст. 139 ТК РФ, среднее количество дней в месяце равно 29,3.

При таком расчёте получается средний заработок сотрудника за 1 день в расчётном году. Чтобы узнать размер компенсации, необходимо это число умножить на количество календарных дней отпуска.

Например, работник, согласно справке–вызову, должен присутствовать в институте с 14.02 по 03.03, то есть 19 календарных дней. За год он заработал 587 000 рублей.

Средний заработок за месяц у него выходит 448 800 / 12 = 37 400 рублей. Затем нужно рассчитать средний заработок за 1 день. Нужно 37 400 / 29,3 = 1 276, 5 рублей.

Общая компенсация за 19 дней учебного отпуска выходит 1 669*19 = 24 252,6 рублей.

Отпуск на сессию

В основном, работники берут учебный отпуск для сдачи сессии. По трудовому кодексу, а именно в ст. 173–176 ТК РФ, установлена максимальная продолжительность сессии при получении разного по типу образования.

Согласно ст. 173 ТК РФ, при обучении по программам специалитета и магистратуры, для прохождения сессии работнику предоставляется:

  • на 1-м и 2-м курсе обучения – 40 дней;
  • на последующих курсах– 50 дней.

Согласно ст. 174 ТК РФ, при получении среднего профессионального обучения, для прохождения сессии предоставляется:

  • на 1-м и 2-м курсе обучения – 30 дней;
  • на последующих курсах– 40 дней.

Отпуск по учебе при заочной форме обучения

При получении образования по заочной форме обучения, оплачиваемый отпуск предоставляется в том случае, если работник:

  • получает образование подобного уровня впервые;
  • образовательное учреждение имеет государственную аккредитацию.

Согласно ч. 1 ст. 173 ТК РФ, при обучении в ВУЗах, работодатель обязан предоставить работнику:

  • 40 календарных дней оплачиваемого отпуска для сдачи сессии на первых двух курсах обучения;
  • 50 календарных дней оплачиваемого отпуска для сдачи сессии на последующих курсах;
  • до 4 месяцев оплачиваемого отпуска для прохождения государственной аккредитации и защиты дипломной работы.

Согласно ч. 2 ст. 173 ТК РФ, в 2017 году работодатель обязан предоставить работнику 15 календарных дней неоплачиваемого отпуска для:

  • прохождения вступительных испытаний;
  • для сдачи итоговых экзаменов, если работник является слушателем подготовительных курсов.

В ст. 173 ТК РФ, перечислены дополнительные льготы заочникам и тем, кто обучается на вечернем отделении:

  • перед началом прохождения итоговой аттестации, работник имеет право на сокращённую рабочую неделю. Согласно ч. 4 ст. 173 ТК РФ, такая неделя может быть сокращена до 7 часов в неделю. Предоставляется она на период до 10 календарных месяцев перед началом итоговых испытаний;
  • если стороны достигнут соглашения, на протяжении этого периода работник может попросить 1 нерабочий день в неделю или же сократить каждый рабочий день. Об этом говорится в ч. 5 ст. 173 ТК РФ;
  • на время таких освобождений работник получает 50% от своего среднего заработка, но не ниже МРОТ. Об этом сказано в п. 4 ст. 173 ТК РФ.

Кроме того, заочникам работодатель должен оплатить 1 раз в год дорогу дл места учёбы и обратно. Об этом сказано в ч. 3 ст. 173 ТК РФ. Однако эти суммы не облагаются страховыми взносами, как сказано в письме Минздравсоцразвития России от 20.04.2010 № 939-19.

Как оплачивается учебный отпуск заочникам

Учебный отпуск студентам заочникам оплачивается точно так же, как и основной отпуск.
Студент, которому необходимо посетить учебное заведение для сдачи сессии или итоговой аттестации, должен написать заявлением на имя работодателя.

  1. В «шапке», в правом верхнем углу указывается:
    • должность и ФИО руководителя работодателя;
    • полное наименование работодателя, включая организационно-правовую форму;
    • должность и ФИО заявителя;
    • структурное подразделение, где он трудится. Это не обязательно указывать. Такая информация актуальна для крупных предприятий.
  2. Затем посередине листа пишется слово «Заявление»;
  3. В «теле» заявления необходимо подробно описать причину – предоставление учебного отпуска. Также нужно указать наименование учебного заведения, а также основание для предоставления отпуска и его продолжительность. Можно просто переписать информацию из справки-вызова. Также нужно указать – отпуск с сохранением заработной платы или без;
  4. Подпись заявителя с расшифровкой фамилии;
  5. Дата составления заявления.

На основании заявления отдел кадров издаёт приказ об оплате учебного отпуска данному сотруднику. Он должен получить компенсацию за 3 дня до начала отпуска. Об этом сказано в ч. 9 ст. 136 ТК РФ.

К заявлению прикладывается первый лист справки-вызова.

Вторая часть отдаётся работодателю после того, как работник посетит учебное учреждение, сдаст сессию, вступительные экзамены или защитит дипломную работу.

Эта справка является подтверждением того, что работник не зря использовал свой отпуск. То есть, успешно обучается в учебном заведении и имеет право получить следующий отпуск при необходимости.

Предоставление учебного отпуска при получении первого высшего образования

При получении первого высшего образования, работодатель обязан оплачивать сотруднику учебный отпуск в том случае, если:

  • он обучается по заочной или очно-заочной форме обучения;
  • учебное заведение имеет государственную аккредитацию.

Работодатель может предоставить сотруднику учебный отпуск даже в том случае, если учебное учреждение не имеет государственной аккредитации. Но такое положение должно быть прописано в коллективном договоре или же в другом нормативном локальном акте работодателя.

Работодатель обязан оплачивать работнику:

  • 40 календарных дней оплачиваемого отпуска для сдачи сессии на первых двух курсах обучения;
  • 50 календарных дней оплачиваемого отпуска для сдачи сессии на последующих курсах;
  • до 4 месяцев оплачиваемого отпуска для прохождения государственной аккредитации и защиты дипломной работы.

Работник уходит в отпуск на основании заявления, приложением к которому является первая часть справки–вызова. Форма справки утверждена Минобразования России приказом от 19 декабря 2013 г. № 1368. Заявление же пишется в произвольной форме.

Работодатель не имеет права отказать работнику в предоставлении учебного отпуска. Это является нарушением трудового законодательства.

Источник: //trudinspection.ru/alone-article/otpuska/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BE%D1%82%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA-%D0%B2-2015-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83/

Юрист Михеев