Нужно ли получать лицензию,если я открываю онлайн школу?

Как получить лицензию на образовательную деятельность в 2020 году

Нужно ли получать лицензию,если я открываю онлайн школу?

С 2013 года коммерческие организации и ИП получили право оказывать услуги в сфере образования наравне с некоммерческими организациями. Услуги в области образования лицензируются. Ранее мы расмотрели полный перечень лицензируемых видов деятельности 2020 года, в этой статье расскажем, как получить лицензию на образовательную.

Кому нужна лицензия

Для начала выясним, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. В постановлении Правительства РФ от 28 октября 2013 г.

N 966, утвердившего положение о лицензировании образовательной деятельности, указана только одна такая возможность. Лицензия не нужна, если услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель.

Это услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков и т.д., где занятия ведет сам предприниматель, имеющий соответствующее образование и стаж работы.

Обращаем внимание индивидуальных предпринимателей – если вы нанимаете других педагогических работников, то лицензия на образовательную деятельность ИП необходима. При этом работников другого профиля, которые не предоставляют непосредственно образовательные услуги, нанимать можно без лицензии.

В предыдущей редакции положение о лицензировании образовательной деятельности допускало еще одну возможность работать без лицензии – если по итогам обучения не проводилась итоговая аттестация и не выдавался документ об образовании. Проводить без лицензии тренинги, семинары, лекции, о прохождении которых не выдаются подтверждающие документы, можно и теперь, но такая деятельность не называется образовательной, а культурной или досуговой.

Перечень услуг, для которых нужна лицензия, включает в себя такие виды образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное общеобразовательное, дополнительное профессиональное и образование религиозного персонала религиозных организаций.

Получение лицензии на образовательную деятельность – сложный и длительный процесс. Только рассмотрение документов и принятие решения о выдачи лицензии или об отказе в выдаче занимает 60 дней.

А до этого надо подготовить ещё ряд разрешений других государственных органов и разработать собственные образовательные программы.

И всё же, бизнес в сфере образования можно назвать доходным, поэтому если вы хотите заниматься этим направлением, то надо один раз пройти процедуру лицензирования.

Лицензия выдаётся бессрочно, и если вы не будете её переоформлять, то обращаться к чиновникам по этому вопросу уже не придётся.

Лицензионные требования

Положение о лицензировании устанавливает в 2020 году следующие требования к соискателям:

  • собственное или арендованное здание (помещение), соответствующее заявленным образовательным программам;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение на это помещение;
  • материально-техническое обеспечение образовательной деятельности в соответствии с требованиями федеральных стандартов;
  • соблюдение условий охраны здоровья обучающихся;
  • собственные разработанные образовательные программы;
  • печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы по этим программам;
  • штатные или привлеченные по гражданско-правовому договору педагогические работники, имеющие профессиональное образование и стаж работы.

Полный перечень требований, в зависимости от типа образования, смотрите в тексте Постановления.

В нормативных актах, регулирующих лицензирование образовательной деятельности, не совсем чётко рассмотрен вопрос об организационно-правовой форме лицензиата.

В законе об образовании № 273-ФЗ даётся следующее понятие образовательной организации: «некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности».

Понятие «организация, осуществляющая обучение» означает юридическое лицо, которое ведёт эту деятельность в качестве дополнительной.

Далее приводится ещё одно толкование: «организации, осуществляющие образовательную деятельность», под которыми понимают:

  • образовательные организации;
  • организации, осуществляющие обучение;
  • индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности может быть получена независимо от правовой формы и коммерческой направленности лицензиата. При этом ООО получить лицензию на образовательную деятельность может, если это направление бизнеса будет дополнительным, а не основным.

Документы для получения лицензии

Соискатель лицензии должен документально подтвердить, что им созданы все необходимые условия для оказания услуг в сфере образования. Для этого соберите такой пакет документов:

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • документ, подтверждающий право пользования помещением (копия свидетельства о праве собственности, договора аренды или субаренды);
  • копия устава ООО или копия свидетельства о регистрации ИП;
  • копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • копия свидетельства о налоговом учете ООО или ИП;
  • копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещения необходимым требованиям;
  • справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды;
  • справка о печатных и электронных ресурсах;
  • справка о педагогических работниках;
  • справка об утверждении образовательных программ;
  • справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • справка о материально-техническом обеспечении;
  • подтверждение оплаты госпошлины на сумму 7500 рублей;
  • опись документов.

Формы справок доступны на сайте Минобразования.

Порядок получения лицензии

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Рособрнадзор и региональные исполнительные органы. В Рособрандзор надо обращаться, если планируется открытие:

  • высшего учебного заведения;
  • организации федерального значения;
  • российской организации, расположенной за пределами РФ;
  • иностранной организации на территории России.

Записаться на приём в Рособрандзор можно онлайн на официальном сайте.

В остальных случаях обращайтесь в региональные государственные органы, имеющие право выдавать лицензии. Контакты этих учреждений опубликованы на сайте Рособрандзора, чтобы найти их, выберите свой регион на интерактивной карте.

Порядок получения образовательный лицензии состоит из следующих шагов:

  1. Изучите СНиП и СанПин для вашего направления обучения.
  2. Подготовьте помещение и оборудуйте его согласно требованиям и стандартам.
  3. Получите на помещение заключение СЭС и пожарной инспекции.
  4. Разработайте и утвердите образовательные программы.
  5. Убедитесь, что педагоги вашей организации имеют необходимые документы об образовании, квалификации, стаже работы.
  6. Приобретите мебель, оборудование, технику, учебную литературу, методические пособия для проведения занятий.
  7. Оплатите госпошлину на выдачу лицензии.
  8. Подайте документы в лицензирующий орган.

Документы принимаются по описи, если в них обнаружены недостатки, то они возвращаются соискателю на доработку (сроком до 30 дней). После этого начинается этап проверки достоверности поданных сведений, причем, не только документальной, но и с выездом на место. В течение 60 дней с даты регистрации заявления чиновники выдают разрешение или отказ в получении лицензии.

Отказ должен быть мотивированным и возможен по двум основаниям: недостоверность сведений или отсутствие условий для процесса обучения. Госпошлина в случае отказа не возвращается.

Что будет, если работать без лицензии

За предоставление услуг образования без лицензии предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Суммы штрафов могут достигать 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы – до пяти лет. Конечно, такое суровое наказание применяется крайне редко, когда работа без лицензии причинила крупный ущерб или был получен доход в крупном размере.

Кроме этого, оказание услуг без лицензии снижает конкурентность образовательной организации:

  • нет льгот при участии в аукционе на право аренды муниципальной недвижимости;
  • не признаётся документ о получении образования или повышения квалификации;
  • обучающиеся в нелицензированной организации не могут получить налоговый вычет по затратам на обучение;
  • серьёзные рекламные источники не принимают объявлений таких организаций.

Советуем посмотреть интересное видео, в котором рассмотрен порядок лицензирования образовательной деятельности.

Источник: //www.regberry.ru/malyy-biznes/licenzirovanie-obrazovatelnoy-deyatelnosti

Запуск онлайн-школы: юридические аспекты

Нужно ли получать лицензию,если я открываю онлайн школу?

Зарегистрировать онлайн-школу проще, чем вам может показаться. Государство максимально упростило процесс создания новых бизнесов — пользуйтесь, пока есть такая возможность. Рассказываем о тонкостях и подводных камнях юридической стороны бизнеса в онлайн-образовании.

Определитесь с количеством преподавателей

Прежде чем уходить в дебри налогового законодательства и предпринимательской деятельности, решите для себя, планируете ли вы нанимать преподавателей.

Если планируется классическая онлайн-школа или вуз, с несколькими лекторами, которым вы хотите платить зарплату — придётся получать лицензию на образовательную деятельность.

В этом случае будет много ограничений по видам деятельности, особые требования к форме юридического лица и траты на саму лицензию. Плюс сопутствующие требования по разработке педагогических и других документов.

Есть путь проще — работать как индивидуальный предприниматель по партнёрской программе.

  • Вы регистрируете статус ИП, выбираете нужную схему налогообложения;
  • Преподаёте сами — тогда лицензия не нужна. Об этом прямо говорит п.2 ст.91 ФЗ-273 «Об образовании в Российской федерации».
  • Если нужно привлечь еще кого-то для проведения вебинара — заключаете договор с человеком как с партнером, а не как с работником.

Мы расскажем подробнее о каждом шаге.

Позиционирование онлайн-школы кондитеров — всего один эксперт, автор курса. Остальные — помощники, а не педагоги

Начните с регистрации ИП

С юридической стороны интернет-бизнес в образовании ничем не отличается от обычного предпринимательства. Вы можете быть организацией — ООО, нанимать преподавателей, организовывать курсы.

Или быть индивидуальным предпринимателем, фактически, тем репетитором, которых мы знаем еще со школьных времен.

Отличительная особенность — «подтягиваете» вы людей не очно, а через вебинары, и не тет-а-тет, а сразу группой.

Почему стоит выбирать ИП:Регистрировать проще и даже бесплатно;Платить придётся меньше;Практически нет отчётности;Есть возможность применить патентную систему налогооблажения — единая сумма раз в год в виде платы за патент и больше никаких налогов;Вся прибыль — личные деньги ИП.

Смотрите, как идёт распределение прибыли в ООО и ИП:

Получите статус ИП просто. Зарегистрируйте на сайте налоговой инспекции. Доступ к личному кабинету можно получить, обратившись очно в любую инспекцию по месту регистрации или пребывания. Или воспользоваться аккаунтом с «Госуслуг».

Сформируйте электронную подпись через личный кабинет. Это может занять до 30 суток, но обычно программа срабатывает через 2-3 дня. Затем зарегистрируйте ИП через сервис. Если делать это онлайн, то пошлину платить не нужно.

Если аккаунта в налоговой нет и не хочется ждать, попробуйте зарегистрировать в самой налоговой или через многофункциональный центр государственных услуг вашего города. Подготовьте документы:

  • Копию паспорта;
  • Заявления о постановке на учёт в качестве ИП;
  • Квитанция об оплате пошлины — 800 рублей. Сформируйте её на сайте налоговой.
  • Заявление о применении УСН — упрощенной системы налогооблажения.

Укажите в заявлении код деятельности — 85.41.9 (Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки)

Через трое суток вы получите документ о регистрации — всё готово.

На сайте налоговой есть пошаговая инструкция по регистрации

Работайте как эксперт

Если вы выступаете в своей онлайн-школе экспертом и преподаёте курсы, которые не предполагают трудоустройство и выдачу диплома — можете не беспокоиться о лицензии на образовательную деятельность.

С каждым учеником договор заключать не обязательно, достаточно упоминания на сайте о том, что текст на нём является офертой. Принимать платежи нужно с помощью специальных онлайн-касс. Например, попробуйте сервис «Яндекс.Касса» — оплата идет за каждый платёж, 3,5%.

Главное ограничение — вы не можете нанимать преподавателей на работу. Трудоустроить маркетолога, менеджера по продажам, бухгалтера и других работников, не связанных с педагогикой, можно.

Тарифы Яндекс.Кассы зависят от ежемесячного оборота

Станьте продюсером

Если вы решили стать продюсером или хотите привлечь в свою школу другого эксперта, попробуйте заключить с ним договор на оказание услуг. Как это работает:

  • Эксперт создаёт курс, преподаёт, выступает как педагог — т.е. он является тем самым ИП-репетитором, которому не нужно получать лицензию;
  • Продюсер заключает с ним договор об оказании услуг на продвижение курса — т.е. фактически не занимается образовательной деятельностью.

Обратите внимание — если кто-то из учеников пожалуется в Рособрнадзор или другую контролирующую структуру, онлайн-бизнес могут проверить на предмет нарушения законодательства. Если будет выявлена образовательная деятельность, предпринимателя могут оштрафовать.

Если вы сомневаетесь и предполагаете, что ваш курс может попасть под определение образовательного, или планируете выдавать дипломы для трудоустройства — проконсультируйтесь с юристом, возможно, вам стоит рассматривать статус ООО с лицензией. Но в большинстве случаев онлайн-школу достаточно ИП на патенте или классической упрощенной схеме налогообложения без лицензии.

Источник: //zen.yandex.ru/media/id/5b4ca6185c616b00a95b93d9/5c5aa1ad83edb900ad7e9aec

«Я тебя уничтожу — без лицензии она вздумала работать»

Нужно ли получать лицензию,если я открываю онлайн школу?

Угрозы конкурентов, вымогательства юристов, дни и часы в очередях — с чем столкнулась языковая школа при оформлении лицензии

Владелица школы иностранных языков Дарья Ваулина начала бизнес с частных уроков, впоследствии она стала индивидуальным предпринимателем и открыла языковую школу, но с лицензией на образовательную деятельность не спешила — закон не дает четкого ответа на вопрос, нужна ли она в таких случаях. Но конкуренты и бывшая сотрудница стали запугивать ее проверками.
The Village узнал у предпринимательницы, как она решила проблему, а также спросил юриста, что стоит делать в таких случаях.

ДАРЬЯ ВАУЛИНА

владелица школы иностранных языков Anglomania

У меня своя школа иностранных языков Anglomania. Сейчас это онлайн-проект «бдсманглийский» и две школы — в Московской области и в центре, на Тверской. В общей сложности я занимаюсь этим проектом три с половиной года.

Когда я только начинала, я не планировала, что это вырастет во что-то большое. По сути, тогда я была просто репетитором, а репетиторам лицензия на образовательную деятельность не нужна. Потом я открыла ИП, и возник достаточно спорный вопрос — надо ее получать или по-прежнему нет.

Я могла спокойно существовать как ИП, не имея ее — по крайней мере, большинство небольших школ так делают. Но по факту отсутствие лицензии неоднократно становилось проблемой. Например, многие корпоративные клиенты отказывались с нами работать.

А самая большая проблема была в конкурентах, которые располагались поблизости. Они могли позвонить и начать вымогать номер лицензии. «Я тебя уничтожу — без лицензии она вздумала работать. Ты мне через 15 минут звонишь и диктуешь номер лицензии, иначе к чертям собачьим я твою школу закрою. У меня своя школа рядом.

И, в отличие у тебя, у меня все нормально», — такое я услышала однажды, когда ответила на звонок.

Конкуренты, обидевшиеся сотрудники или недовольные клиенты могут инициировать проверку. А когда приходит проверка, она уже не разбирается в тонкостях, а требует лицензию. Я столкнулась с такой опасностью из-за одного конфликтного случая.

Мы неудачно уволили сотрудницу, тогда она пришла и сказала: «Либо вы платите мне большую сумму денег, либо я жалуюсь на отсутствие лицензии». Я ответила, что платить ей не буду, потому что это несправедливо.

Тогда она собрала пакет документов и разослала по всем инстанциям.

В тот момент, когда сотрудница выдвинула серьезные обвинения, я решила разобраться с получением лицензии. Этот вопрос я и так затянула. На многочисленных форумах, которые я изучала, не было конкретной информации и ответов, которые мне были нужны.

Но любая проверка, если бы она пришла, могла обернуться приостановлением деятельности до получения лицензии. А это значит, что мне бы пришлось непонятно из каких источников платить аренду, ведь я не хотела терять место, которое знали все клиенты.

Я запустила процесс в июне 2016 года. Начала искать компанию, которая бы помогла с получением лицензии. Я считаю, что в любой ситуации нужно обратиться минимум в 20 разных фирм и посмотреть на коммерческие предложения, прежде чем сделать выбор.

Так я поступила и в этом случае. Многие мне отказали — говорили, что это очень долго и сложно. В части компаний называли очень большие суммы. Я сторонник того, чтобы любой труд оплачивался.

Но я против запугивания ради продажи услуги, а именно так поступали некоторые компании, к которым я обратилась.

Дело в том, что для получения лицензии нужно предоставить несколько важных документов. Один из них — заключение Санэпидемстанции. Мне говорили, что я никогда не получу эту бумагу самостоятельно, а если рискну, то ко мне приедет проверка и найдет много изъянов.

Например, в школе должно быть три или четыре туалета, а если он один, то это уже нарушение норм и крупный штраф. За оформление заключения СЭС просили от 50 до 90 тысяч рублей. Также мне говорили, что нужно оплатить заключение пожарного надзора — еще 70 тысяч рублей.

Однажды я уже открывала помещение без пожарного заключения, в итоге отдала за установку дополнительного оборудования 400 тысяч рублей. Меня пугали, что в этот раз все может повториться. Также компании требовали вознаграждение за свои услуги — около 200 тысяч рублей.

Языковые школы — не такая уж прибыльная история. Мы не зарабатываем миллионы, и такие деньги за один день взять просто неоткуда. Я жила со страхом. И думала, что когда-нибудь заработаю эти деньги и сделаю лицензию. Все это время мне было некомфортно. В какой-то момент я решила получить лицензию самостоятельно.

По факту все оказалось очень просто. Получение санитарно-эпидемиологического заключения обошлось ровно в ноль рублей. Надо было просто потратить несколько дней в очередях. Пожарное заключение оказалось вообще не нужно, потому что лицензию я решила оформить на коммерческое ООО, основная цель которого — не образовательные услуги, а получение прибыли.

Оставалось только оплатить госпошлину в размере 7,5 тысячи рублей, подготовить пакет документов и подать его в Департамент образования Москвы.

Но даже если ты талантливый и умный человек, который гениально учит английскому, ты все равно не составишь образовательную программу, которую требуют от тебя чиновники.

Именно поэтому раз в неделю департамент проводит официальные бесплатные консультации по вопросам получения лицензии.

На эти консультации можно ходить пару лет, потому что за один раз очередь до тебя может и не дойти. Тогда приходится ждать еще неделю. Если же повезло и ты все же попал на консультацию, ситуация тоже не сильно меняется: тебе указывают на ошибки, ты исправляешь их, продвинувшись на йоту, и ждешь следующей консультации.

Придя в очередной такой день и просидев четыре часа, я не выдержала, воспользовалась всей своей наглостью и попросила у девушки из очереди показать, какие правки внесли эксперты в ее пакет документов.

Там были такие исправления, о которых мы бы никогда не догадались. Так я перескочила на несколько шагов вперед, но мне и моей помощнице понадобилось еще три или четыре раза сидеть в той огромной очереди.

В то время получение лицензии стало для меня вопросом принципа. В итоге мы собрали пакет документов и подали его на рассмотрение. Получается, мы начали готовить документы в августе, а получили лицензию только в марте. Всего 45 дней мы ждали ответа от департамента, а все остальное время сидели в очередях.

Теперь у меня есть лицензия на образовательную деятельность для моей школы, но мне все равно страшно. Например, скоро к нам придут проверяющие, которые будут требовать, чтобы все педагоги работали по общепринятой программе.

Теоретически я смогу запугивать конкурентов так же, как это делали со мной, но я не стану так делать, потому что мне их жаль.

Я столкнулась с ситуацией, когда пять лучших педагогов из моей школы ушли и открыли школу по соседству, забрав с собой учеников.

Тогда у меня был большой соблазн это сделать, но если мы будем действовать по правилам «око за око, зуб за зуб», то в итоге можем остаться вообще без всех частей тела.

Сергей Воронин

адвокат АНО Экспертный центр «Консультант»

Любые жалобы конкурентов или недовольных работников в первую очередь приведут к проверкам со стороны всех инстанций, но не более. При этом, если лицензии нет, а занятия ведутся по обычному договору и по итогу не выдается сертификат государственного образца, все нормально. Проверка ничего противозаконного не выявит.

Если бы организация без лицензии выдавала удостоверения о прохождении языковых курсов государственного образца, то это было бы прямым нарушением закона.Сделать в случае угроз со стороны конкурентов или бывших работников, к сожалению, ничего нельзя: у каждого человека есть право жаловаться, и никто не может ущемлять это право.

Поэтому жалобы будут идти постоянно, вопрос только в том, что лицензию все-таки надо получить.

В подобных ситуациях достаточно нанять в штат юриста, который будет вести претензионную работу, а также писать ответы на все жалобы. На работе школы при грамотно выстроенном подходе такие претензии не отразятся.

По моему мнению, проблема в большей степени высосана из пальца. Рособрнадзор — это открытое ведомство. Все нормативы и прочие инструкции есть на сайтах. Для предотвращения всех негативных ситуаций достаточно их прочитать и выполнять.

Обложка: Anglomania

Источник: //www.the-village.ru/village/business/opyt/261512-litsenziya

Онлайн-школы: юридические тонкости

Нужно ли получать лицензию,если я открываю онлайн школу?

Лицензия и форма собственности — вот краеугольный камень онлайн-образования. Чтобы понять, нужна ли вам лицензия, надо отчётливо представить вашу будущую онлайн-школу.

В какой нише вы работаете? Какой производите продукт? Как вы взаимодействуете с экспертами? Какова ваша роль в этой системе координат? Ответив на эти вопросы, вы сможете зарегистрироваться в налоговой как ИП или ООО и выбрать порядок налогообложения.

Запустив курс, не расслабляйтесь — постоянно проверяйте, нет ли нарушения, так как законодательство имеет свойство меняться.

Далеко не каждой онлайн-школе требуется лицензия. По законодательству Российской Федерации организации, которые ведут образовательную деятельность, нуждаются в лицензии, а индивидуальные предприниматели, дающие уроки и мастер-классы, — нет.

И это совершенно не зависит от размера аудитории, на которую вещает предприниматель-эксперт.

Однако придётся принять во внимание два ограничения: онлайн-школы без лицензии не могут нанимать по трудовому договору других преподавателей, а также выдавать дипломы государственного или любого другого образца.

Необходимость лицензирования во многом определяется нишей: если ваша учебная программа каким-то образом пересекается с программами школьного, профессионального образования, квалификации или переквалификации — будьте готовы к тому, что с вас могут спросить лицензию.

Если вы обучаете какому-то специальному навыку, лицензия может не понадобиться. Чтобы полностью избавиться от сомнений, идите на опережение: обратитесь в надзорные органы в сфере образования и уточните, нужна ли лицензия, чтобы работать в вашей нише.

Это защитит от всех возможных неожиданностей в будущем.

Самая простая схема — получить статус индивидуального предпринимателя — подойдёт даже тем, кто делает первые шаги в онлайн-бизнесе. Как ИП вы можете составить образовательную программу или просто проводить точечные мастер-классы.

Получение лицензии будет зависеть от выбранной ниши. Без лицензии принять на работу других преподавателей не получится, однако вы сможете купить консультационные и информационные услуги у приглашенных экспертов.

Если в онлайн-школе вы играете роль продюсера, достаточно будет заключить договор с другим ИП-экспертом.

Процедура регистрации ИП проходит «безболезненно». Из документов нужны только паспорт и ИНН. Чтобы встать на учёт, необязательно ходить в налоговую: сейчас этот сервис доступен онлайн и не требует оплаты пошлины.

Также дистанционно можно проверить, сможете ли вы зарегистрировать патент в вашем регионе.

При подаче документов у вас будет возможность выбрать для себя УСН (упрощённую систему налогообложения) — это наиболее подходящая система для онлайн-школы с 6% налога на доход.

Индивидуальные предприниматели, в отличие от ООО, могут спокойно распоряжаться деньгами со своего расчётного счёта, привязав к нему банковскую карту. Страховые и пенсионные взносы составят около 35 тысяч рублей в год.

Для контроля за бухгалтерской отчётностью и своевременной уплаты налогов советую воспользоваться автоматизированными сервисами (такими как «Эльба» или «Точка» и пр.

), а для приёма средств от клиентов — онлайн-кассой (например, «Яндекс.Кассой»).

Возможно, у вас другой план: вы собираетесь открыть большой системный онлайн-университет с учебным планом, программой обучения, множеством курсов и преподавателей, аттестацией и выдачей дипломов об образовании или переквалификации специалистов. Это сложно, но возможно. Для этого придётся зарегистрировать ООО и получить образовательную лицензию. Будьте готовы: потребуется много времени, денег и терпения.

Для экспертов, которые ведут онлайн-бизнес самостоятельно (сами продают, сами продюсируют, сами проводят вебинары, сами записывают их, не прибегая к помощи сторонних специалистов), с 1 января 2019 года в силу вошёл новый налоговый режим для самозанятых.

В соответствии с ФЗ № 422 он называется «налог на профессиональный доход» и является экспериментальной мерой, действующей в четырёх регионах России: Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан.

Специальный режим позволит легально вести бизнес и платить налог по льготной ставке: 4% при работе с физическими лицами и 6% — с юридическими лицами.

Чтобы платить налог в качестве самозанятого, не нужна ни касса, ни отчётность, ни взносы в фонды: можно просто скачать приложение «Мой Налог», зарегистрироваться, сформировать список оказанных услуг и полученных средств, формировать чеки и производить отчисления онлайн. Продюсерам этот режим не подойдёт, так как задача продюсера — перепродавать продукт, производимый экспертом. Самозанятые имеют право продавать только свой собственный курс.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Источник: //www.if24.ru/onlajn-shkoly-yuridicheskie-tonkosti/

Доставка знаний: нужно ли лицензировать российские онлайн-курсы

Нужно ли получать лицензию,если я открываю онлайн школу?

В Госдуме обсуждают возможность введения законопроекта о лицензировании онлайн-курсов. По замыслу экспертов, за преподавание без лицензии будут предусмотрены штрафы.

Члены рабочей группы связывают необходимость изменений в законодательстве с тем, что сфера онлайн-образования стала плодотворной почвой для всякого рода бизнес-мошенников и недобросоветных преподавателей. Сам по себе рынок дистанционного обучения — один из наиболее динамично развивающихся сегментов в сфере образования.

За счет чего растет популярность онлайн-курсов и не вытеснят ли они в будущем классические университеты? Об этом «Известия» поговорили с экспертами ведущих российских вузов.

По смешанной модели

Большинство ведущих российских вузов, в том числе МГУ, СПбГУ, НИУ ВШЭ и МФТИ, публикуют свои онлайн-курсы на платформе «Открытое образование». Этот проект появился четыре года назад, и за это время его аудитория выросла до нескольких миллионов слушателей.

В отличие от коммерческих платформ вузовские курсы можно встроить в систему обучения студентов и даже получить за их прохождение диплом государственного образца. Особенно это полезно для жителей отдаленных регионов. В ряде региональных вузов студенты обязаны прослушивать онлайн-курсы, включенные в учебную программу.

Без успешного прохождения курса невозможно получить зачет и есть шансы быть отчисленным за неуспеваемость, рассказал «Известиям» директор Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ имени Ломоносова Денис Янышев.

При этом довольно успешно показала себя смешанная модель обучения: когда лекции проходят очно, а практическая работа — дистанционно, и наоборот.

— Ежегодно свыше тысячи студентов в разных регионах слушают в таком формате наши лекции, а семинары проводятся в вузе. Далеко не всегда в региональных вузах есть преподаватели, способные читать некоторые дисциплины на хорошем уровне. Чаще всего преподаватели узко специализированы на своих направлениях.

Например, есть лекторы, которые прекрасно рассказывают про строение реакторов, но при этом прочитать общий курс по физике для них дополнительная нагрузка, с которой они не так хорошо справляются. Тем более что им приходится это делать по учебникам, которые выпускаем мы.

Таким образом, если мы заменим их нагрузку на лекционный онлайн-курс, который читают авторы учебника, то мы получим контент из первых рук, а не пересказ, — пояснил Денис Янышев.

Первоочередная задача не только повышать качество и увеличивать охват слушателей в удаленных областях, но и расширять направления подготовки и вводить курсы по специальностям, которые востребованы в разных сферах экономики.

— Не секрет, что региональные вузы стараются удержать молодежь от переезда в крупные центры. А чтобы это сделать, нужно не только давать качественное образование, но и востребованное в различных областях экономики.

Для этого администрации вуза нужно либо приглашать новых преподавателей, либо брать онлайн курсы. Сейчас мы подготовили новый цикл по квантовым технологиям.

Понятно, что не каждый вуз может позволить себе держать в штате сотрудника по такому профилю подготовки, — добавил директор Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ.

Формат востребован

Удобство онлайн-обучения, по его словам, заключается еще и в возможности отслеживать успеваемость студентов, взаимодействовать не только в рамках аудиторных занятий, но и между ними, использовать общие материалы, формы и ресурсы.

Несмотря на то что создавались онлайн-курсов преимущественно для студентов вузов, их основная аудитория — люди старше 30 лет, имеющие высшее образование. Для специалистов онлайн-курсы — своего рода институт повышения квалификации без отрыва от производства.

Но большинство слушают курсы ради самообразования и изначально не планируют проходить платную аттестацию. Кроме знаний, навыков и компетенций есть и формальное подтверждение обучения в виде сертификата.

— Для аудитории старше 30 получение сертификата об обучении не так актуально, как для студентов. Когда дело доходит до аттестации, многие стараются избегать этого момента, несмотря на активное участие в процессе обучения.

В гуманитарных дисциплинах наш опыт проведения открытых онлайн-курсов показывает, что этот формат очень востребован. К ресурсам получают доступ не только студенты МГУ, но и люди из других регионов и стран.

С момента запусках на открытые курсы записалось свыше полумиллиона человек из 180 стран, — отметил Янышев.

Но бояться того, что преподавателей заменят видеоролики, преждевременно: на лекциях преподавателей, умеющих ярко и доходчиво рассказать свой предмет, аудитория останется полной.

По мнению директора центра онлайн-обучения МГУ, распространение онлайн-курсов не сможет привести к сокращению штата преподавателей.

Напротив, онлайн-образование расширяет возможности обучения и дает возможность развивать конкуренцию между вузами.

— Это как сравнить театр и кино: за 120 лет развития кино театр никуда не делся. На хорошие постановки по-прежнему сложно и дорого достать билет. Этот вид искусства никуда не пропал. Классическое образование, когда вы можете видеть преподавателя, конечно же, дороже, чем дистанционное.

Ничто не заменит живого общения и возможности коммуницировать здесь и сейчас. С другой стороны, многие лишены этого общения по ряду причин.

Люди, которые работают, но желают заниматься самообразованием, не имеют возможности ездить в университет на лекции, но могут послушать их в дороге или после работы, что позволяет без отрыва от производства повышать свою квалификацию, — заявил Янышев.

Вуз подскажет

Аудитория слушателей онлайн-курсов весьма разнообразна: от младших школьников до людей старшего поколения.

У каждой возрастной категории свои ожидания и цели, считает директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ Владимир Старостенко.

Среди них можно назватьпрофессиональную подготовку, поиск и изучение смежных областей знаний, профориентацию, знакомство со специальностью, расширение кругозора и просвещение.

— Если ориентироваться на общие тренды, то, безусловно, речь о желании получить быстро, в сжатой форме некий набор практико-ориентированных компетенций и прикладных знаний. Слушатели регистрируются на курсы, и весьма активно.

Если посмотреть на динамику роста целевой аудитории на крупнейших специализированных платформах онлайн-образования, то можно увидеть колоссальный рост. Так аудитория крупнейшей международной образовательной платформы Coursera, с которой сотрудничает СПбГУ, составляет уже более 40 млн. человек.

За год она увеличилась более чем на 10 миллионов. Российская платформа «Открытое образование» увеличила аудиторию в 3 раза, — отметил Старостенко.

В СПбГУ обучаются порядка 30 тысяч человек, а годовая аудитория онлайн-курсов вуза уже более 300 тыс. человек. В общей сложности на курсах уже прошли обучение более миллиона человек.

— Обучение в таком формате весьма дёшево для студентов: массовые открытые онлайн-курсы носят условно-бесплатный характер. Платна лишь итоговая сертификация. С другой стороны, разработка программ требует определенных затрат на их создание, работу авторов, компоновку и подготовку материалов, реализацию и поддержку программы.

Кроме того, онлайн или дистанционный формат обучения зачастую связан с необходимостью создания соответствующей инфраструктуры, так называемой электронной среды, в которой может работать слушатель.

Все это затраты, поэтому абсолютно нормально и понятно, что такие программы могут реализовываться на платной основе, — добавил директор Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ.

В дистанционном формате есть возможности для изучения и технических, и гуманитарных специальностей, считает эксперт. Каждая отрасль имеет свою специфику, и эта специфика может накладывать определенные ограничения.

Например, программирование совершенно спокойно и можно перевести в онлайн-формат, тогда как, скажем, изучение иностранного языка требует присутствия преподавателя, пока что только человеческое ухо способно оценить правильность постановки произношения, хотя технологии не стоят на месте. Однако онлайн-курс может стать замечательным подспорьем для изучающих иностранный язык, чтобы повторить уже знакомые правила, углубить свои знания и, что немаловажно, найти единомышленников. На онлайн-курсах действуют форумы, на которых можно задать интересующие вопросы преподавателю и пообщаться со своими сокурсниками.

По мнению Старостенко, регулирование на рынке онлайн-образования нужно для того, чтобы неподготовленный слушатель не стал жертвой обмана, сталкиваясь с огромным потоком контента.

— Именно вуз «научит учиться». Это значит, что вуз должен помочь сформировать персональную образовательную траекторию, подходящую для конкретного слушателя. По моему мнению, регуляторы рынка онлайн-образования нужны.

Сейчас слушатель может доверять брендам вузов, разработавших соответствующие программ, и вузы выступают в этой связи гарантом качества. Например, в России есть национальная платформа «Открытое образования», где свой контент представляют ведущие университеты страны. Это определенная марка качества.

Но, безусловно, вопрос контроля надо решать и на правительственном уровне, — резюмировал эксперт.

Разговор с камерой

Директор Центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаил Брауде-Золотарев уверен, что попытки регулировать сферу онлайн-образования не принесут для нее ничего хорошего.

— Образовательная программа должна меняться и быть живой. Государственное регулирование или контроль здесь не нужны, потому что они принципиально не способны обеспечить высокое качество обучения. В мире таких случаев нет, уникальный пример нашей страны, пытающейся это реализовать, только подтверждает этот вывод.

Регулирование всегда запаздывает, на практике менее профессиональные люди проверяют более профессиональных, и даже заведомо некачественные программы прекрасно живут и выдают в том числе государственные дипломы.

Слушатели в большей степени ориентируются на репутацию вуза, чем на государственный знак качества в виде госаккредитации или диплома государственного образца.

Создание законов с целью контролировать рынок онлайн-обучения не приведет к снижению спроса на некачественные курсы и сомнительные бизнес-тренинги, считает эксперт. Пока на них существует спрос, они будут существовать.

— Люди ищут, что им нужно, а рынок дает предложение. Кто-то смотрит фестивальное кино, а кого-то устраивает «Санта Барбара». Запреты или блокировка тренингов, где люди размахивают руками и кричат: «Вместе мы сила», не принесет ничего хорошего.

Псевдознаки качества от государства в этом плане абсолютно бессмысленны. Не вижу особых отличий между такими тренингами и поп-концертами. Они, на мой взгляд, одинаково бесполезны и одинаково привлекают людей.

У других другое мнение, это право людей тратить свое время и деньги, как они хотят, — добавил директор центра РАНХиГС.

Несмотря на то, что скептики ставят под сомнение эффективность курсов из-за того, что подавляющее большинство слушателей не проходят их до конца, специалисты не считают это проблемой. Многие записываются на курсы из любопытства или изучая рынок и изначально не ставят себе цель его пройти. Оценивать надо не долю «записавшихся» не курс, а сколько людей его заканчивают. Таких тоже много.

Создать хороший дистанционный курс — и для вуза, и для преподавателя сложнее, чем подготовить очные лекции и семинары.

— Требования к дистанционному лекционному формату более жесткие: надо чтобы речь была яркая и динамичная, изложение – увлекательное. Стандарт восприятия видео-контента установлен телевидением, качественным научно-популярным контентом. Большинству преподавателей проще работать с аудиторией, имея очный контакт и обратную связь, чем разговаривать с камерой, — отмечает Брауде-Золотарев.

Помимо лекций, надо спроектировать и подготовить самостоятельную работу студентов, практикумы, адекватную замену семинарским занятиям, традиционным очным консультациям, а это трудоемкая задача. Зато однажды созданный качественный онлайн-курс можно использовать многократно, если получится внедрить его большими тиражами.

По его мнению, перспектива массовой замены очных лекций онлайновыми в ближайшие годы — не реалистичный сценарий. В системе высшего образования можно пытаться локально заменять заведомо низкокачественные очные курсы более качественными онлайновыми.

Это работает, но сама по себе механическая замена отдельных курсов не может системно повысить качество образования в стране.

Слабые вузы и устаревшие программы – системная проблема, вызванная низким спросом на качественное образование, нехваткой профессиональных и мотивированных преподавателей, отсутствием запроса со стороны рынка труда.

Источник: //iz.ru/948039/anastasiia-chepovskaia/dostavka-znanii-nuzhno-li-litcenzirovat-rossiiskie-onlain-kursy

Юрист Михеев