Нюансы закона о защите детей от информации, способной нанести вред

Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

Нюансы закона о защите детей от информации, способной нанести вред

Защита детей от вредной информации может стать эффективнее

Мы живем в век информации, которая обладает определенной силой воздействия на каждого из нас, а особенно на детей и подростков.

Она – либо качественная, либо может таковой не быть и даже способна причинить вред. Это оружие воздействия на сознание миллионов в умелых руках идеологов, политологов, рекламщиков и других специалистов.

В неумелых или злонамеренных руках она становится оружием массового поражения.

Уже с начала 1990-х годов в России сформировалась достаточно агрессивная информационная среда. Соответственно, необходимость защитить детей от информационного воздействия, способного причинить вред как психическому так и физическому здоровью, назрела давно.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию неоднократно подвергался изменениям и дополнениям”.

Так, в частности, в него были внесены корректировки на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г.

№ 139-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Некоторые положения вызвали неоднозначную оценку со стороны экспертов. Потребовались новые доработки.

С 19 апреля 2013 года вступают в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 50-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)” и Федеральный закон от 5 апреля 2013 г.

№ 58-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних”.

Они призваны сделать защиту детей более эффективной.

Как разобраться в механизмах действия вышеназванных законов и определиться с основными понятиями?
Как классифицируется информационная продукция и что и кому запрещено законодательством? Об этом
читайте далее.

  • Роскомнадзор переходит от профилактики к пресечению нарушений закона о защите детей, 14 декабря 2012 г.
  • Утверждены правила размещения знака информационной продукции в телепрограммах и телепередачах, 30 ноября 2012 г.
  • В течение двух недель будет проходить обсуждение регламента ведения реестра запрещенной информации, 28 ноября 2012 г.
  • Утвержден временный порядок контроля за соблюдением закона о защите детей от вредной информации, 10 октября 2012 г.
  • Правительство распределило между ведомствами полномочия по защите детей от вредной информации, 19 сентября 2012 г.
  • Определен порядок размещения возрастной маркировки перед началом фильмов, 13 сентября 2012 г.
  • Началась аккредитация экспертов в рамках реализации закона о защите детей от вредной информации, 12 сентября 2012 г.
  • С 1 сентября распространение отдельных видов информации среди детей будет ограничено, 31 августа 2012 г.
  • В России может быть создан “белый список” сайтов, 10 августа 2012 г.
  • Подписан закон о “черных списках” интернет-сайтов, 30 июля 2012 г.
  • Закон о создании черного списка интернет-сайтов принят Госдумой, 11 июля 2012 г.
  • Законопроект о черном списке интернет-ресурсов прошел первое чтение, 9 июля 2012 г.
  • 41% пользователей усомнились в эффективности закона о защите детей от вредной информации. Узнать больше

    Реестр доменных имен

    Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети “Интернет” и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети “Интернет”, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

  • Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”
  • Федеральный закон от 14 июня 2011 г. № 142-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации”
  • Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1″О средствах массовой информации”
  • Статья 6.17 КоАП РФ
  • Часть 2 ст. 13.21 КоАП РФ
  • Распоряжение Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 427-р Об утверждении плана мероприятий по реализации Федерального закона “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”
  • Приказ Минкомсвязи России от 17 августа 2012 г. N 202 “Об утверждении порядка демонстрации знака информационной продукции в начале трансляции телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией)”
  • Приказ Минкультуры РФ от 16 августа 2012 г. N 893 “Об утверждении Порядка размещения знака информационной продукции и (или) текстового предупреждения об ограничении ее распространения среди детей перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании”
  • Рекомендации по применению Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”
  • Временный порядок рассмотрения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций документов по аккредитации экспертов и экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции (утв. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций)
  • Временный порядок взаимодействия оператора реестра с провайдером хостинга и порядок получения доступа к содержащейся в реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (утв. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 25 октября 2012 г.)
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101″О единой автоматизированной информационной системе “Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено”
  • Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и защите информации”

Маркировка информационной продукции

На основании рекомендаций Роскомнадзора мы подготовили полезную справку для родителей, имеющих несовершеннолетних детей, из которой они узнают, каким образом теперь на законодательном уровне осуществляется защита их детей от “вредной” информации. Также эта информация будет полезна сотрудникам средств массовой информации и другим заинтересованным лицам.

Вид СМИ* ТелевидениеРадиоПериодические печатные изданияСетевые издания и электронные периодические издания, распространяемые в Интернете, которые были зарегистрированы до 10 ноября 2011 года
Знак информационной продукции указывается
  • Для каждой программы, передачи, публикуемой в программах телепередач;
  • в транслируемых программах и передачах, классифицированных как информационная продукция для детей, достигших возраста 12 и 16 лет; информационная продукция, запрещенная для детей;
  • в отдельных музыкальных видеоклипах; транслируемых вне рамок маркируемых тематических блоках или не соответствующих маркировке этих блоков в сторону более высоких возрастных ограничений
Не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании вместе с иными выходными данными или при каждом выходе в эфир радиопрограммы, также с иными выходными данными.Классификация информационной продукции осуществляется вещателем либо указывается производителем в сопроводительных документахВ каждом выпуске издания.Классификация информационной продукции осуществляется ее производителем и (или) распространителемВ каждом сетевом издании и электронном периодическом издании, распространяемом в Интернете, которое было зарегистрировано до 10 ноября 2011 года.Классификация информационной продукции осуществляется ее производителем и (или) распространителем
Знак информационной продукции может отсутствовать в
  • Теле- (радио) программах, теле- (радио) передачах, транслируемых в эфире без предварительной записи;
  • информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества
В изданиях, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера
  • Новостной ленте;

Источник: //www.garant.ru/actual/421242/

Нужен ли закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»?

Нюансы закона о защите детей от информации, способной нанести вред

Перечитывая эти строки фантастической повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», мы посмеивались над абсурдной надписью, порожденной бюрократической машиной.

Мог ли кто-нибудь предположить, что всего лишь через полвека это станет реальностью? Ведь именно так должны теперь вести себя дети при просмотре телевизионных передач и потреблении «иной информационной продукции» — с 1 сентября 2012 года в России вступил в силу федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Закон предусматривает классификацию информационной продукции по пяти категориям: для детей, не достигших возраста шести лет (0+), достигших возраста шести лет (6+), достигших возраста двенадцати лет (12+), достигших возраста шестнадцати лет (16+), запрещенной для детей (18+). Для каждой категории установлены специальные отличительные признаки.

Достаточно примечательны меры по обеспечению исполнения закона. Согласно инициативе законодателей, оборот ограниченной к распространению информационной продукции в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.

Безусловно, диван перед телевизором относится к месту, доступному для детей. Также не вызывает сомнений, что административные и организационные меры в данном случае не слишком эффективны.

Остается уповать на технические и программно-аппаратные средства защиты.

В этом качестве закон предлагает использование знака информационной продукции в виде цифр в углу кадра в начале трансляции телепрограммы, а также при каждом возобновлении трансляции после перерывов.

По мнению законодателей, это существенно упростит родителям процесс контроля над тем, что смотрят их дети. «Например, увидев отметку „18+“, родитель может попросить свое чадо переключить канал», — отметил член ОП Р Ф Ефим Рачевский.

Правда, для этого родителю придется дождаться «возобновления трансляции после прерывания рекламой» и увидеть знак информационной продукции, ведь самостоятельно оценить содержание программы, по мнению законодателей, он явно не способен.

Как всегда, необходимость и важность закона оправдывается ссылкой на зарубежный опыт. Тот же Е. Рачевский привел в пример английское телевидение, где все нежелательные для детей передачи показывают только на платных каналах.

Но это немного другой подход и, соответственно, совсем другая эффективность по сравнению с циферками на экране, не правда ли? Почему же не пойти по такому пути в России? Да просто в таком случае на бесплатное распространение смогут претендовать максимум 2−3 канала.

Закон уже успел стать причиной крупного скандала. В государственном реестре министерства культуры РФ журналисты обнаружили «Ну, погоди» с возрастным ограничением «Зрителям, достигшим 18 лет».

По различным предположениям, всенародно любимый мультфильм мог попасть под раздачу за аморальное поведение Волка, который неоднократно был замечен курящим, а также обижающим детишек.

К счастью, ситуация прояснилась — в реестр внесен не советский мультсериал, а шведский художественный фильм эротического содержания с аналогичным названием.

Но дело-то в том, что в возможность запрещения показа детям культового мультфильма поверили. И не только простые обыватели, но и официальные лица.

Так глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что мультфильм «Ну, погоди!» и вся подобного рода продукция не будет подпадать под ограничение, но не потому, что это все это маразм и законодательный бред, а лишь потому, что мультфильм является культурной ценностью.

Таким образом, Жаров косвенно подтвердил, что «Ну, погоди» все же пропагандирует курение, насилие и прочие грехи, недостойные телевизионного экрана.

Выполняют ли закон телевизионные компании? Если посмотреть программы телепередач на официальных сайтах, то Первый канал экономно раскидывает маркеры «12+» и «16+».

Значит ли это, что все остальные передачи имеют статус «0+»? Скорее всего, именно так, хотя бывает, что новости с ограничением «0+» смотреть страшнее, чем иной ужастик.

Канал «Россия-1» великодушно маркирует 99% своих программ «12+», делая исключение лишь для «Спокойной ночи, малыши» (0+) и отдельных передач после полуночи (16+).

НТВ предпочитает более возрастной маркер «16+», устанавливая его для программы « дорога» и относя к «0+» программу «ЧП». Канал Рен-ТВ почему-то относит к «0+» «Сеанс для взрослых» после полуночи. Создается впечатление, что формально требования закона выполняются, но серьезно к нему никто не относится.

Немного странным выглядит и полное исключение из сферы действия закона всей рекламной продукции.

Конечно, с юридической точки зрения это оправданно, ведь содержание рекламы регламентируется отдельным законом, который устанавливает те же самые ограничения.

Но коль уж речь зашла о защите детей от причиняющей вред информации, то стоило бы отнести рекламу хотя бы к категории «16+». Но в данном случае финансовые интересы явно предпочтительнее моральных.

А что же маленьким зрителям все-таки реально предлагается для просмотра? В России относительно общедоступны каналы «Карусель» и «Канал Disney». Что входит в телевизионное меню? А разнообразием и обилием качественной отечественной продукции оно явно не блещет.

На канале «Карусель» из сорока девяти телепередач (все российского производства) — девятнадцать активных, остальные идут в повторах.

Могут ли девятнадцать телепередач, продолжительностью от 15 до 30 минут, большинство из которых к тому же еженедельные, заполнить сетку вещания? Из двадцати транслируемых телевизионных сериалов российских — пять, из шестидесяти мультипликационных — десять.

Причем большинство снято 3−5 лет назад, а некоторые разменяли уже и второй десяток («Незнайка на Луне»). Искать же отечественные передачи на канале Disney — дело и вовсе безнадежное.

Вывод напрашивается сам собой — достойного детского телевидения в России просто нет. И в этих условиях в качестве заботы о детях вводится в действие новый закон.

Будет ли он полезен родителям, добросовестно занимающимся воспитанием своих детей? Маловероятно, ведь и до вступления закона в силу им удавалось вполне успешно отбирать подходящие телевизионные передачи.

Нужен ли он родителям, не обращающим внимание на информационную диету ребенка? Абсурдный вопрос, вряд ли циферки на экране смогут перевоспитать взрослого человека. Нужен ли он детям? Если только подстегнуть интерес к передачам «18+».

Так для кого же разработан и принят этот закон? Возникает ощущение, что для чиновников, стремящихся оправдать свое существование. Для деятелей от культуры, неспособных организовать производство в достаточном количестве качественных детских программ. Для всех тех, кому галочка важнее реальных дел.

Источник: //ShkolaZhizni.ru/law/articles/56696/

О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

Нюансы закона о защите детей от информации, способной нанести вред

С 1 сентября 2012 года начнет действовать Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью развитию» (далее – Закон).

Он направлен на защиту детей от травмирующего воздействия на их неокрепшую психику негативной и, способной развить в ребенке порочные наклонности информации.

Актуальность этой проблемы очень высока. В силу отсутствия жизненного опыта, неокрепшей психики, ребенок более других подвержен воздействию через компьютерные игры, мобильную связь, рекламу, и особенно, через всемирную паутину сети «Интернет».

Законом вводится само понятие информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей.

Делится она на два основных вида:

1. Запрещенная к размещению. Это информация, вызывающая у детей страх, панику, а также оправдывающая насилие и противоправное поведение, в том числе информация, побуждающая к действиям, представляющим угрозу их жизни и здоровью, провоцирующая детей на суицид.

2. Информация, распространение которой ограничено возрастной категорией ее потребителей, которые сформированы по четырем возрастным категориям: не достигшие 6 лет, достигшие 6 лет, достигшие 12 лет, достигшие 16 лет.

Например, для детей, достигших 6 летнего возраста: допускается к обороту продукция, содержащая ненатуралистическое изображение или описание несчастного случая, аварии, ненасильственной смерти, но без демонстрации их последствий, которые могут вызвать у детей ужас, страх.

К  обороту продукции, допускаемой для детей, достигших 16 лет, может быть отнесена информация о наркотиках, с  указанием последствий их употребления, но  без демонстрации применения, и при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к их потреблению.

Также для подростков, достигших 16-летнего возраста, допускается информация, не эксплуатирующая интереса к сексуальным отношениям и не носящая оскорбительного характера при изображении или описании половых отношений между мужчиной и женщиной.

Дошкольникам разрешается просмотр видеопродукции, разрешенной детям, достигшим 12 лет, при условии нахождения рядом их родителей или иных законных представителей.

Сведения о том, какой возрастной категории несовершеннолетних разрешен тот или иной информационный продукт, должны указываться его производителем в сопроводительных документах. Информация о том, для какой возрастной категории рекомендован фильм, спектакль или другой продукт, должна быть размещена на афишах, рекламных объявлениях, входных билетах.

Перед демонстрацией зрелищного продукта, разрешенного для ограниченной возрастной категории, должно производиться звуковое оповещение о  недопустимости присутствия детей определенной возрастной категории.

Информация о том, кому не рекомендован просмотр того или иного фильма, указывается в прокатном удостоверении – разрешительном документе на прокат фильма, а также в свидетельстве о регистрации в качестве средства массовой информации любого периодического издания.

Закон также вводит ограничения по времени демонстрации теле, видео продукции ограниченного оборота: с 4 часов до 23 часов и с 7 часов до 21 часа. Однако эти ограничения не распространяются на каналы, подключаемые на платной основе. Каждый родитель сам определяет какая информация будет доступна его ребенку.

Введены защитные барьеры к печатной продукции: первая и последняя страницы газет, журналов не должны содержать информацию, причиняющую вред здоровью ребенка.

Информация, запрещенная для детей, не должна распространяться в образовательных, медицинских учреждениях, а также учреждениях культуры и  не может размещаться на расстоянии менее чем 100 метров от их зданий.

Что касается ограничения доступа детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, то здесь такая обязанность возлагается на операторов связи, оказывающих данные услуги, требуя применения ими технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью.

Оценивается содержание такой продукции экспертными учреждениями, специально аккредитованными Правительством РФ.

Надзор и контроль за исполнением данного закона будет осуществляться с учетом положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей».

На Роспотребнадзор возложены полномочия по осуществлению государственного контроля за соответствием информационной продукции (предупреждения), реализуемой потребителям, требованиям законодательства. Это касается указания в сопроводительных документах сведений, полученных в результате классификации названных товаров, размещения соответствующего знака информпродукции.

Министерству культуры России поручено определить порядок размещения знака информпродукции и (или) текстового предупреждения об ограничении ее распространения перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании.

Кроме того, Министерство теперь осуществляет госконтроль и надзор за соблюдением требований законодательства к обороту аудиовизуальной информпродукции на любых видах носителей, а также информпродукции, распространяемой посредством зрелищных мероприятий.

Роскомнадзор организует экспертизу продукции в целях обеспечения  информбезопасности детей, а также аккредитует экспертов и экспертные организации для проведения экспертизы и ведет их реестр.

На Рособрнадзор возложен госнадзор за соблюдением образовательными учреждениями и научными организациями требований законодательства к информпродукции, используемой в образовательном процессе.

Функции по выработке и реализации государственной политики в данной сфере осуществляет Минкомсвязи России, которое определяет порядок проведения экспертизы, возмещения связанных с ней расходов, правила размещения знака информпродукции и (или) текстового предупреждения об ограничении ее распространения перед началом трансляции телепрограммы или передачи, требования к административным и организационным мерам, к техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей.

Закон предусматривает возможность общественного контроля в указанной сфере. Общественные объединения и некоммерческие организации вправе осуществлять мониторинг оборота информационной продукции и при наличии с их точки зрения оснований, обращаться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для проведения экспертизы информационной продукции.

Версия для печатиВерсия для MS WordЗащита прав потребителей

Источник: //69.rospotrebnadzor.ru/press/release/84831

Защита детей от информации: тонкости закона

Нюансы закона о защите детей от информации, способной нанести вред

В России с 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” № 436-ФЗ(далее по тексту – Закон), который был принят еще в декабре 2010 года, а  действовать начал недавно.

Целью принятия закона являлось установление правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому и духовному развитию. Рассматривая информацию как продукт массового потребления, государство предъявляет к ней требования качества и безопасности.

С другой стороны, государство, как бы оно ни старалось, не сможет выполнить за родителей их воспитательную функцию и объяснить детям, что хорошо, а что плохо.

Это далеко не «первая ласточка» в борьбе за неокрепшие детские души. Давно и успешно существуют Закон «О рекламе» и Закон «О средствах массовой информации», где содержатся запреты, связанные с пропагандой употребления табака, алкоголя, наркотиков, пропагандой порнографии, насилия, жестокости и т.д.

Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” также содержит норму о защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Существуют законодательные акты, предусматривающие запреты на продажу несовершеннолетним табачных изделий, алкогольной продукции и пива.

Во многих странах есть большой опыт разработки и применения подобного законодательства, а также существует много международных актов, начиная с Декларации прав ребенка, принятой ООН, и более известной нам Конвенции о правах ребенка.
Российские регионы активно принимали аналогичные по смыслу законы.

Так, они приняты в Курганской, Астраханской, Волгоградской, Калужской, Воронежской областях, и список этот далеко не полный.

В Санкт-Петербурге, прославившемся в последнее время своими новаторскими законодательными инициативами, действует закон о запрете пропаганды среди несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных отношений и педофилии.

Для большинства населения страны действие Закона свелось к появлению на экранах телевизоров значка, обозначающего возраст, с которого данная телепередача допустима к просмотру. На самом деле Закон охватывает практически все информационные сферы (телевидение, радио, печатная продукция, интернет-ресурсы), однако далек от совершенства, что неизбежно приведет к многочисленным спорным ситуациям.

Вся информация Законом разделена на две группы:
1) информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, внутри которой выделяется информация, запрещенная для распространения среди детей, а также информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено;

2) иная информация – она не имеет специального термина для обозначения, но ее существование следует из самого факта выделения первой группы, в том числе информация, оборот которой не регулируется Законом.

Ограничивается оборот информации, содержащей, в частности, описания жестокости, насилия, катастроф, изображения половых отношений. Имеет значение и учитывается форма распространения информации (телевидение, Интернет, зрелищные мероприятия и др.).

Вся информационная продукция классифицируется по пяти категориям: “до 6-ти лет”, “с 6-ти лет”, “с 12-ти лет”, “с 16-ти лет”, “запрещенная продукция”. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и распространителями с привлечением экспертов.

При проведении классификации оценке подлежат, в том числе, тематика, жанр, содержание, художественное оформление, особенности восприятия информации детьми определенной возрастной категории, вероятность причинения содержащейся информацией вреда здоровью и развитию детей.

Сведения о результатах классификации должны содержаться в сопроводительных документах к информационной продукции.

К информации, запрещенной для оборота среди детей, отнесена порнографическая информация, а также информация, побуждающая к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью, способная вызвать желание употребить алкоголь, наркотические, психотропные и иные одурманивающие вещества, отрицающая семейные ценности, обосновывающая допустимость насилия и жестокости, содержащая нецензурную брань, оправдывающая противоправное поведение.

Формально не считается вредным для детей, в том смысле, что не ограничивается Законом, оборот (распространение):
1) информационной продукции – а) содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию; б) имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества; в) периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера; г) учебников и учебных пособий, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования;

2) информации – а) недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и другими федеральными законами; б) распространенной любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, то есть рекламы (однако здесь действуют ограничения и запреты, предусмотренные непосредственно законодательством о рекламе).

Однако “запрещенная для детей” автоматически не значит “противозаконная”.

Оборот информационной продукции, запрещенной для детей, допускается даже в местах, доступных для детей, но при условии, что при этом применяются административные и организационные меры, технические и программно-аппаратные средства защиты детей от указанной информации. Например, «интересные» журналы: 1) находятся в магазине не в открытом доступе, 2) они запечатаны в индивидуальную упаковку,  3) несовершеннолетнему их не продадут.

Под действие Закона не попали игрушки. С одной стороны это логично – Закон призван регулировать вопросы в сфере распространения информации.

Но с другой стороны встает вопрос: если мультфильму про инопланетных роботов-трансформеров присвоена категория «12+», как быть с игрушками – героями мультфильма, свободно продающимися в магазине без всяких ограничений? Могут ли сами по себе такие игрушки в руках пятилетнего ребенка воспитывать в нем жестокость и насилие, или только в контексте сюжетной линии мультфильма?

Но и в рамках обозначенной сферы регулирования Закон страдает рядом серьезных недостатков. Решение о классификации продукции будут принимать не государственные органы, а сам производитель этой же продукции.

Тот факт, что для поведения этой классификации должны привлекаться эксперты (экспертные организации), не меняет суть вопроса, т.к. статус этих экспертов Законом не определен, равно как и мера их ответственности.

Закон упоминает множество терминов, имеющих решающее значение для классификации информации, однако не содержит их определений, не раскрывает их содержание. Здесь большая свобода и коррупционная составляющая для экспертов.

“Информационная продукция” – существует вопрос о том, следует ли относить к информационной продукции свободно распространяемое программное обеспечение, фильмы, некоммерческие зрелищные мероприятия, то есть ситуации, в которых информация не является товаром.

“Тяжелое заболевание” – отсутствуют критерии, учитывающие специфику регулируемой сферы, позволяющие отличать описание или изображение нетяжелого заболевания от тяжелого, в том числе невозможность документального подтверждения диагноза персонажа или героя. Возрастные ограничения установлены только по отношению к показу заболеваний человека (и последствий этих заболеваний). Следовательно, заболевания животных, последствия таких заболеваний под ограничение не попадают.

“Семейные ценности” – понятие  является переменчивым, конкретным содержанием наполняется в результате социологических или психологических исследований на данный момент времени;

“Половые отношения между мужчиной и женщиной” – использование в Законе такого термина вызовет трудности в связи с возможностью широкого толкования, в результате могут быть приняты сомнительные классификационные решения, а четкое уточнение “между мужчиной и женщиной” снимает ограничения с оборота информационной продукции, содержащей изображения или описания других форм половых отношений, например гомосексуальных.

Закон не предусматривает конкретных видов ответственности за его нарушение, устанавливая, что нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. На практике нарушители будут привлекаться к административной ответственности.

Факт эксплуатации телевизионной программой интереса к сексу был установлен судом по делу в отношении выпусков телепрограммы “Дом-2”, (определение Московского городского суда от 24 октября 2011 г. по делу N 33-30891) .

«На основании просмотренных в ходе судебного разбирательства выпусков программ “Дом-2” суд пришел к выводу, что участники шоу при выстраивании отношений друг с другом систематически произносят монологи, диалоги, спорят, высказывают мнения, связанные с вопросами секса и вступления в интимные отношения добровольно или на принудительной основе, при этом используют ненормативную лексику, систематически совершают действия с имитацией полового акта, с раздеванием частично или полностью самого себя или другого участника шоу, демонстрируют позы, характерные для близких отношений, интимные части человеческого тела, в том числе и половые органы, обсуждают достоинства или недостатки половых органов, появляются в обществе участников шоу в нижнем белье или в спортивно-пляжной одежде, совершают другие неблагопристойные действия, побуждающие к сексуальным отношениям».

Однако Верховный Суд РФ в конце ноября 2012 г. отменил вышеуказанный судебный акт и направил дело на новое рассмотрение. Дело длится с 2008 года и сейчас пошло на третий круг.

В Санкт-Петербурге, в связи с уже упомянутым законом города о запрете пропаганды среди несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных отношений и педофилии, одним из районных судов рассмотрен иск группы борцов за нравственность к Мадонне и организаторам ее летнего концерта в Петербурге. По мнению истцов, певица допустила в ходе своего концертного выступления действия, пропагандирующие нетрадиционные сексуальные отношения и действия в поддержку сексуальных меньшинств. В удовлетворении иска было отказано.

В том же Санкт-Петербурге, и на основании того же закона, один из активистов ЛГБТ- движения был привлечен судом к административной ответственности в виде штрафа за пропаганду нетрадиционных отношений среди несовершеннолетних.

Пропаганду усмотрели в том, что он стоял в одиночном пикете у Смольного с плакатом, на котором было высказывание Ф.Раневской, о том, что гомосексуализм – это не извращение. И вот поскольку плакат мог увидеть любой прохожий, то его могли увидеть и несовершеннолетние, а раз так – это пропаганда.

Суд апелляционной инстанции решение о привлечении к ответственности оставил в силе.

Источник: //letidor.ru/pravo/zaschita-detey-ot-informacii-tonkosti-zakona.htm?full

Некоторые пробелы ФЗ О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

Нюансы закона о защите детей от информации, способной нанести вред

Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон «О защите детей») вводит понятие знака информационной продукции, – это графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции.

При этом под информационной продукцией понимаются предназначенные для оборота на территории РФ продукция СМИ, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для ЭВМ и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, и информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи.

Указанный закон не распространяется на отношения в сфере рекламы, но ФЗ от 21.07.2011 № 252-ФЗ вносит соответствующие изменения в ФЗ «О рекламе».

Указанная классификация предусматривает 5 категорий информационной продукции: 6-; 6+; 12+; 16+ и информационная продукция, запрещенная для детей.

Под последней понимается продукция:

– побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью;

– способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, табачные изделия, алкогольную продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

– обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия или жестокости;

– отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям или другим членам семьи;

– оправдывающая противоправное поведение;

– содержащая нецензурную брань;

– содержащая информацию порнографического характера.

Неразрешенные вопросы и существующие коллизии:

1. Единые для всех знаки еще не разработаны.

Кроме того, в соответствии с Законом знаки разрабатываются производителями/продавцами самостоятельно. Возможные последствия: в обороте появятся разнообразные знаки, которые не обеспечат доведение информации до тех лиц, для которых они предназначены.

2. Сфера телевидения.

Ст. 12 противоречит ст. 13 Закона «О защите детей».

Статья 12. Знак информационной продукции

«…Производитель, распространитель информационной продукции размещают знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения перед началомтрансляции телепрограммы, телепередачи…»

Статья 13. Дополнительные требования к распространению информационной продукции посредством теле- и радиовещания

«…Распространение информационной продукции посредством телевещания сопровождается сообщением об ограничении ее распространения в начале демонстрации (в том числе способом “бегущей строки”, при условии, что объем “бегущей строки” не превышает пяти процентов площади экрана)…»

3. Многие формулировки закона расплывчатые и оценочные:

«побуждающие», «способные вызвать», «вызывающие страх и панику» и т.д.

4. Неоднозначность в распределении полномочий между госорганами.

Согласно ст. 20 ФЗ «О защите детей» государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о защите детей осуществляются федеральным органом исполнительной власти.

В то же время в соответствии с Законом «Об образовании» контроль в указанной области в части, касающейся дошкольных образовательных учреждений, возложены на субъекты РФ.

5. Не разработаны предусмотренные Законом регламенты.

В сопроводительных документах и на самой продукции должны указываться определенные сведения, размещаемые с соблюдением требований соответствующих технических регламентов, которые еще не разработаны.

6. Экспертиза должна быть засекреченной или открытой и прозрачной?

7. Кто будет экспертом?

Где взять квалифицированных экспертов, как организовать процесс их аккредитации и в какой форме должны проводиться их обучение?

8. Реализация Закона в сфере Интернета.

Как маркировать сайт знаком информационной продукции, особенно при он-лайн трансляции? Не будет ли знак о возрастном ограничении привлекать детей? Как закон регулирует вопросы ответственности в том случае, когда информация размещается не в домене РУ. Кроме того, возможен отток к зарубежным Интернет-ресурсам.

9. Западные корпорации не подпадают под действие указанного закона.

Так, , будут освобождены от обязанности исполнять закон.

10. Сфера радиовещания.

Распространение информационной продукции посредством радиовещания сопровождается сообщением об ограничении ее распространения в начале трансляции информационной продукции и после каждого прерывания трансляции (п. 4 ст. 13 Закона).

Остается непонятным, в какой форме должно быть совершено указанное сообщение.

Основная проблема – экспертиза продукции. По мнению некоторых специалистов, Минсвязи должно сделать заказ на разработку классификации продукции.

Любопытно, что Нидерланды предлагали продать России систему классификации продукции, которую уже продали Турции за 2.5 млн. евро. Решение в этой системе принимают компьютерные программы.

Информацию о продукции вводит эксперт, по результатам обработки данных система выдает возрастные ограничения аудитории.

Учитывая тот факт, что переносить вступление Закона в силу госорганы не намерены, остается надеяться, что они оперативно устранят существующие пробелы и будут лояльны к бизнесу на начальных этапах реализации Закона.

Источник: //zakon.ru/Discussions/nekotorye_probely_fz_o_zaschite_detej_ot_informacii_prichinyayuschej_vred_ih_zdorovyu_i_razvitiyu/3194

Юрист Михеев