Насколько законно требование пожарного надзора и как с ними бороться?

Как Госпожнадзор приостановит деятельность любой организации на 30 суток

Насколько законно требование пожарного надзора и как с ними бороться?
Торговые центры, больницы и аэропорты смогут закрыть за повторное нарушение требований пожарной безопасности. Соответствующие поправки в КоАП, разработанные МЧС, одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности. В ближайшее будущее они поступят на рассмотрение в Госдуму.

Изменения вносятся в статью 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Действующая редакция за нарушение требований пожарной безопасности предусматривает лишь штрафы: для юридических лиц — от 150 тыс. до 200 тыс. рублей, в условиях особого противопожарного режима — от 200 тыс. до 400 тыс.

рублей. Кроме того, штраф может достигнуть 1 млн рублей, если в результате нарушения возник пожар, в котором погиб человек или его здоровью был причинен тяжкий вред. В этом случае могут даже приостановить работу объекта на трехмесячный срок.

Законопроект вводит такую меру, как приостановка деятельности превентивно, за повторное нарушение требований пожарной безопасности на объектах, отнесенных к трем высшим категориям риска — чрезвычайно высокого, высокого и значительного.

Речь идет о детских садах, школах и колледжах, больницах и поликлиниках, аэропортах и вокзалах, театрах, кинотеатрах, концертных залах и, конечно, торгово‑развлекательных комплексах.

В поправках уточняется, что наказание будет применяться за следующие повторные правонарушения: неработоспособность или неисправность источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, противодымной защиты либо несоответствие эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.

Изначально ведомство настаивало, чтобы объект закрывали за первое же нарушение, причем до 90 суток, но позже, после согласования с Минэкономразвития и бизнес-сообществом, остановилось на повторном проступке и 30 сутках. При этом приостанавливать работу объекта самостоятельно Госпожнадзор не сможет, для этого потребуется решение суда.

Предполагается, что таким образом удастся избежать проявлений коррупции и чрезмерного давления на предпринимателей.

Приостановка деятельности — не единственный вариант, виновник сможет отделаться и повышенным штрафом. Для граждан это от 3 тыс. до 4 тыс. рублей, для должностных лиц — от 15 тыс. до 20 тыс.

рублей, для предпринимателей — от 30 тыс. до 40 тыс. рублей, для юридических лиц — от 200 тыс. до 400 тыс. рублей.

Пожар и его последствия

Поручение ужесточить санкции за нарушения пожарной безопасности МЧС получило после трагедии в ТРЦ «Зимняя вишня» в Кемерово 25 марта 2018 года. В пожаре погибли 60 человек, еще 79 пострадали.

В первую очередь Госпожнадзор интересуют места массового скопления людей, где почти всегда есть проблемы с быстрой эвакуацией.

На фото: проверка систем пожарной безопасности в Театральном центре на Дубровке

Anatolii Zhdanov / Kommersant / Vostock photo

После этого по стране прокатилась волна проверок со стороны надзорных ведомств — МЧС проверило 62 тысячи торговых центров и кинозалов и почти в половине из них выявило нарушения.

Самые распространенные — некорректная работа автоматических систем пожарной сигнализации, противодымной защиты и автоматического пожаротушения, неудовлетворительное состояние эвакуационных выходов, отсутствие первичных средств пожаротушения.

Как выяснилось, более тысячи торговых центров располагается в бывших заводских корпусах и складах, как и «Зимняя вишня», и, чтобы они соответствовали требованиям пожарной безопасности, требуется капитальная реконструкция зданий.

Всероссийская проблема

Результаты проверок обнаружили системные проблемы. На 35,5 тысячи объектах с массовым пребыванием людей выявлено в общей сложности более 280 тысяч нарушений противопожарных требований.

«Более 11,5 тысячи зданий эксплуатируются с нарушениями в работе автоматических систем пожарной сигнализации и оповещения о пожаре. На более чем 17 тыс. объектов в неудовлетворительном состоянии находятся пути эвакуации. На эвакуационных путях 6,5 тыс. объектов применены материалы с высокой горючестью и высокой дымообразующей способностью. Это значит, что в случае ЧП такие пути, призванные спасти жизнь, сами станут опасны», — рассказал председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.

По его мнению, предложенные меры будут эффективны. Административный штраф не является для отдельных категорий правонарушителей достаточной мотивацией к соблюдению требований пожарной безопасности.

Владельцы крупных торговых комплексов уплачивают штрафы от 150 тыс. до 200 тыс. рублей, но не спешат устранять нарушения.

Повторные проверки показали, что 91% оштрафованных владельцев так и не выполнили требования пожарного надзора.

«Вместе с тем угроза приостановления деятельности торгового центра, а значит, существенной потери доходов — это достаточный мотиватор для владельцев выполнять требования пожарной безопасности», — отметил Груздев.

Наказание, с одной стороны, должно мотивировать исправлять нарушения, с другой — не должно разорять добросовестный бизнес, считает он. Перерыв в три месяца может поставить под угрозу бизнес арендаторов, многие из которых не имеют отношения к нарушениям требований пожарной безопасности. Но невозможно закрыть центр частично, отделив опасные коридоры от неопасных.

«Нужно искать разумный баланс. Приостановление не должно «убивать» бизнес. Именно поэтому вопрос сроков приостановления вызвал дискуссии. В конечном счете было принято решение, что 30 суток вполне достаточно. Этого времени хватит, чтобы навести порядок», — полагает он.

©Anatolii Zhdanov / Kommersant / Vostock photo

Зачастую недостаточно лишь назначения административного штрафа лицам, привлеченным к административной ответственности, подчеркивает управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров.

При этом игнорирование требований закона в области пожарной безопасности может привести и приводит к неблагоприятным последствиям для жизни и здоровья граждан.

Приостановка деятельности за повторное правонарушение будет являться эффективным основанием для предотвращения повторных трагедий.

Судебная практика

До сих пор органы государственного пожарного надзора не обладали полномочиями направлять в суд административные дела о приостановке деятельности объектов, такое право было лишь у прокуроров.

По результатам проверок в суды по искам прокуратуры были направлены материалы о приостановке деятельности 618 объектов, из которых только деятельность 435 была приостановлена. То есть суды принимали такое решение в 70% случаев.

По мнению Груздева, у российской судебной системы достаточно ресурсов, чтобы справиться с подобной нагрузкой.

«Судебная система и в настоящее время крайне загружена, поэтому появление большого количества дел данных категорий не должно повлечь увеличение нагрузки на судей», — говорит зампредседателя МКА «Центрюрсервис», адвокат Илья Прокофьев.

Кроме того, рассказал он, в судах стала появляться практика «выделения» для рассмотрения дел об административных правонарушениях отдельного судьи, который ведет производство только по этой категории споров.

Судебная практика по данным категориям дел в большинстве своем единообразна, в случае вынесения предписания и протокола об административном правонарушении виновнику выписывают штраф.

В процессе рассмотрения дела в суде некоторые из правонарушений удается оспорить и доказать их отсутствие, однако на итоговое привлечение к ответственности и назначение наказания это не влияет, пояснил Прокофьев.

При этом, по его мнению, следовало бы еще больше ужесточить штрафы и вернуться к предложению о приостановке деятельности на срок до 90 дней, поскольку 30 может быть недостаточно для выполнения предписания контролирующего органа.

А как отменить?

Предложенные МЧС поправки вызывают правовую коллизию, отметил президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности Сергей Серегин. Госпожнадзор и сейчас имеет право приостанавливать деятельность организаций.

Так, п. 14 ст. 19.

5 КоАП уже предусматривает наказание за повторное невыполнение в установленный срок законного предписания Госпожнадзора на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания. Согласно этой статье, деятельность таких организаций могут приостановить на срок до 90 суток. После трагедии в «Зимней вишне» этим правом очень активно пользуются, отметил Серегин.

При этом небольшая организация может устранить нарушение за пару дней, а большому ТЦ может потребоваться более 30 дней. Разумнее было бы написать: «до устранения нарушения» или «до решения надзорного органа». Но при этом обязательно нужно тщательно прописать процедуру отмены постановления, чтобы ни у бизнеса, ни у инспекторов не возникало вопросов или разногласий, подчеркнул глава НСОПБ.

К категории чрезвычайно высокого риска относятся:

— дома-интернаты для проживания детей, престарелых, инвалидов и иных категорий лиц с ограниченными возможностями; — детские сады; — круглосуточные детские лагеря; — объекты специального назначения, на которых осуществляет свою деятельность федеральный орган исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации.

К категории высокого риска относятся:

— школы; — больницы и объекты соцзащиты с круглосуточным пребыванием; — объекты, предназначенные для временного пребывания более 5 тыс. человек одновременно; — объекты обороны и иные объекты специального назначения.

К категории значительного риска относятся:

— поликлиники и объекты соцзащиты; — объекты из перечня критически важных для нацбезопасности страны; — особо ценные объекты культурного наследия народов РФ; — объекты, предназначенные для проживания или временного пребывания более 1 тыс.

человек одновременно; — объекты высотой более 50 метров; — объекты профессионального образования, а также общежития образовательных организаций; — объекты, отнесенные к категориям повышенной взрывопожароопасности; — объекты, предназначенные для хранения материальных ценностей госрезерва, здания книгохранилищ и архивов федерального значения, таможенные терминалы; объекты обороны; — театры, кинотеатры, концертные залы, закрытые танцплощадки; — многоквартирные жилые дома высотой более 75 метров; — объекты метрополитенов; аэропорты, ж/д вокзалы, морские и речные пассажирские порты; — автомобильные и ж/д тоннели; — учреждения уголовно-исполнительной системы и следственные изоляторы.

Источник: постановление правительства РФ от 12.04.2012 N 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».

Источник: //news.rambler.ru/fire/43581903-kak-gospozhnadzor-priostanovit-deyatelnost-lyuboy-organizatsii-na-30-sutok/

Верховный Суд:

Насколько законно требование пожарного надзора и как с ними бороться?

Период постройки и введения в эксплуатацию объекта недвижимости не освобождает собственника от соблюдения действующих (введенных после сдачи дома в эксплуатацию) норм и правил пожарной безопасности

Актуальные правила пожарной безопасности, предусмотренные СП 5.13130.

2009 и НПБ 110-03, распространяются на эксплуатируемые объекты независимо от года их постройки, а эксплуатация здания с нарушением указанных требований сама по себе приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.

На это указала Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, пересматривая по кассационной жалобе МЧС России дело по оспариванию предписания (определение ВС РФ от 19 июля 2019 г. № 302-ЭС19-1733).

Суть вопроса.

Собственник здания оспаривал предписание, которым его обязывали оборудовать автоматической системой пожаротушения здание 1978 года постройки. Собственник возражал, 

Какова была его аргументация? 

  • обязательность установки АУП предусмотрена СП 5.13130.2009 “Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматически”, утв. приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 175, и НПБ 110-03 “Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите АУП и АПС”, утв. приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 315;
  • здание, в котором орган пожнадзора требует оборудовать АУП, спроектировано, построено и введено в эксплуатацию в семидесятых годах прошлого века, то есть до принятия и введения в действие Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ “О пожарной безопасности”, Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” (далее – Техрегламент о требованиях ПБ), НПБ 110-03 и СП 5.13130.2009;
  • при этом согласно ч. 4 ст. 4 Техрегламента о требованиях ПБ для зданий, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу этого Техрегламента, применяются ранее действовавшие требования пожарной безопасности, а не те, – более высокие, – которые введены Техрегламентом. А “новые” требования могут применяться только в отношении “старых” объектов, на которых были проведены капремонт, реконструкция или техническое перевооружение, и лишь в части, соответствующей объему работ по капремонту, реконструкции или техническому перевооружению;
  • спорное здание за все время ни капремонту, ни реконструкции, ни техперевооружению не подвергалось, а значит, предписание незаконно.

Суд первой инстанции согласился с позицией надзорного органа:

С учетом содержания тех актов, на которые сослался госпожнадзор (СП 5.13130.

2009 и НПБ 110-03), эксплуатация объектов защиты с нарушением требований об АУП приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей, значит, эти требования, хотя и “свежие”, но распространяются как на создаваемые, реконструируемые, так и на существующие и эксплуатируемые объекты, а доказать, что и без АУП риск для безопасности невелик, заявитель не смог, – расчет рисков пожарной безопасности в установленном порядке выполнен не был.

Однако апелляционный суд и суд округа сочли, что предписание незаконное, и отменили его. В основу постановлений были положены обоснования заявителя, а также довод о том, что обязанность по осуществлению расчета пожарного риска не может быть возложен на собственника этого здания – оно слишком старое.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отменила постановления апелляционного суда и суда округа, отметив следующее:

1. Системный анализ норм законодательства о пожарной безопасности позволяет сделать вывод о том, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие Техрегламента о требованиях пожарной безопасности, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.

2. СП 5.13130.2009 разработан в соответствии со ст. 42, ст. 45, ст. 54, ст. 83-84, ст. 91, ст. 103-104, ст.

111-116 Техрегламента о требованиях ПБ, является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования АУП и АУПС.

Нормы НПБ 110-03 устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования АУП и АУПС на всех этапах их создания и эксплуатации.

3.

Период постройки и введения в эксплуатацию спорного объекта недвижимости не освобождает собственника от соблюдения действующих (введенных после сдачи дома в эксплуатацию) норм и правил пожарной безопасности. Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.

Следовательно, для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты собственник обязан в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Техрегламентом о требованиях ПБ и нормативными документами по пожарной безопасности, в том числе СП 5.13130.2009 и НПБ 110-03.

Есть нюанс…

При этом собственник пояснил суду, что установка системы автоматического пожаротушения дорога: во-первых, сама по себе, а во-вторых, потому что сопряжена с капремонтом, из-за которого собственник рискует потерять арендаторов, занимающих часть помещений в спорном здании. Кроме того, сейчас здание оборудовано системой дымоудаления и системой оповещения, что достаточно для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей: АУП позволяет сохранить имущество, но не влияет на скорость эвакуации.

Выводы.

Указанные доводы Судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку выявленные МЧС России нарушения непосредственным образом касаются обеспечения жизни и безопасности людей, в связи с чем эксплуатация объекта с нарушением указанных требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара.

При таких обстоятельствах у судов апелляционной и кассационной инстанций не было оснований для признания недействительным предписания в части обязанности оборудовать здание АУП лишь по основанию недоказанности административным органом невозможности эксплуатации здания в существующем состоянии, вследствие угрозы возникновения пожара в результате несоответствия здания требованиям пожарной безопасности.

В итоге решение суда первой инстанции оставлено в силе, предписание признано законным.

Источник: //www.tourismsafety.ru/news_one_2553_16.html

Таблица штрафов за нарушение правил пожарной безопасности

Насколько законно требование пожарного надзора и как с ними бороться?

В 2011 году Президентом Российской Федерации был ратифицирован федеральный закон, который изменил административную ответственность в данной сфере и увеличил штрафы за нарушение пожарной безопасности. Со слов пресс-службы Кремля, главная задача документа – усиление ответственности через увеличение штрафов за нарушение пожарной безопасности и иных административных мер воздействия.

Благодаря новым поправкам существенно увеличились (до одного года) сроки давности по делам данной категории.

Разработчики проекта пришли к мнению, что увеличение временного параметра предоставит возможность следственным органам осуществлять сложные эксперименты и проводить исследования для выявления несоблюденных мер безопасности.

Этот фактор позволит в большей степени применять штрафы за нарушение или отсутствие пожарной безопасности путем установления более строгой ответственности за неисполнение в срок законных предписаний органа, который осуществляет государственный пожарный надзор.

Штраф за нарушение пожарной безопасности налагается на организацию инспектором Государственного пожарного надзора (ГПН) МЧС России в результате плановой или внеплановой проверки.

О плановой проверке орган ГПН обязан уведомить владельца объекта за несколько дней. Обязательным основанием для проверки служит письменное распоряжение или приказ руководителя территориального органа ГПН.

Внеплановая проверка на объекте может быть организована ГПН в случае поступления информации от третей стороны о возникновении угрозы ЧС на объекте. Распоряжение руководителя территориального органа ГПН также является обязательным условием для проверки.

Среди часто встречающихся нарушений правил пожарной безопасности можно назвать:

  • Отсутствие или неисправность системы автоматический пожарной сигнализации;
  • Отсутствие или неисправность системы оповещения людей и управления эвакуацией;
  • Отсутствие или неисправность системы автоматического пожаротушения;
  • Отсутствие или неисправность системы автоматического внутристеллажного пожаротушения;
  • Отсутствие или неисправность системы дымоудаления;
  • Заужение ширины эвакуационных коридоров, проходов;
  • Заужение ширины выходов на лестничные клетки и непосредственно наружу;
  • Заужение ширины лестничных маршей и площадок;
  • Отсутствие второго эвакуационного выхода;
  • Отсутствие (недостаточность) естественного освещения в коридорах и подвалах;
  • Наличие турникетов и других препятствий на путях эвакуации;
  • Эвакуационные выходы не рассредоточены;
  • Загромождение (несоблюдение технических норм или отсутствие) путей эвакуации;
  • Отделка путей эвакуации горючими материалами;
  • Нарушения противопожарного режима.

По итогам плановой или внеплановой проверки инспектор составляет акт в двух экземплярах, в котором отражается краткая характеристика пожарной безопасности объекта.

В течение 10 дней со дня окончания проверки акт вручается под роспись представителю организации или направляется по почте.

В случае выявления административного правонарушения инспектором составляется протокол в порядке, установленном законодательством, как в отношении юридического, так и физического лица, допустившего нарушения.

Таблица: штрафы за нарушение ППБ в 2020 году.

ПравонарушенияФизическое лицоДолжностное лицоЮридическое лицо
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор (административный штраф)1 500 р. – 2 000 р.3 000 р. – 4 000 р.70 000 р. – 80 000 р.
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания2 000 р. – 3 000 р.5 000 р. – 6 000 р. или дисквалификацию на срок до трех лет90 000 р. – 100 000 р.
Повторное совершение административного правонарушения4 000 р. – 5 000 р.15 000р.– 20 000р. или дисквалификацию на срок до трех лет150 000 р. – 200 000 р.
Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 – 8 настоящей статьи1 000 р. – 1 500 р.6 000 р. – 15 000 р.50 000 р. – 200 000 р.
Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима2 000 р. – 4 000 р.15 000 р. – 30 000 р.400 000р. -500 000 р.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения2  000 р. – 3 000 р.6 000 р. – 15 000 р.ИП 20 000 – 30 000р.ЮЛ 150 000 – 200 000 р.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений3 000 р. – 4 000 р.15 000 р. – 20 000 р.150 000р. -200000 р.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи4 000 р. – 5 000 р.20 000 р. – 30 000 р.ИП 40000 р. – 50 000р. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста сутокЮЛ 200 000 р. – 400 000 р. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека4 000 р. – 5 000 р.40 000 р. – 50 000 р.350 000 р. – 400 000 р.
Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательноне предусмотрено15 000 р. – 20 000 р.90 000 р. – 100 000 р.
Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям1 500 р. – 2 000 р.7 000 р. – 10 000 р.120 000 р. – 150 000 р.

В случае возникновения пожара на объекте налагаются следующие штрафные санкции:

  • Согласно ч.6 ст.20.4 (Нарушение требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека): для Должностных лиц и Индивидуальных предпринимателей – от 40 000 руб. До 50 000 руб.; для юридических лиц – от 350 000 руб. до 400 000 руб.
  • Согласно ч.6.1 ст.20.4 (Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека): для юридических лиц – от 600 000 руб. до 1000 000 руб.

Источник: //www.NFcom.ru/info/pravila-pozharnoi-bezopasnosti/tablitsa-shtrafov-za-narushenie-pravil-pozharnoi-bezopasnosti

Вопросы-ответы для объектов малого и среднего бизнеса

Насколько законно требование пожарного надзора и как с ними бороться?
Правительство Российской Федерации

Ответ: В случае если правонарушитель отказался от подписи, то об этом делается соответствующая запись государственным инспектором в протоколе об административном правонарушении (ст. 28. 2 КоАП РФ).

При неявке нарушителя на рассмотрение административного дела оно может быть рассмотрено в его отсутствие (ст. 25. 1 КоАП РФ), но только в том случае, если привлекаемое к административной ответственности лицо (законный представитель) были надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения дела по существу.

Должностное лицо вправе признать явку лица (законного представителя) на рассмотрение дела обязательной.  

Вопрос: Исходя из чего, устанавливается величина налагаемого на правонарушителя штрафа?

Ответ: Размер административного штрафа за совершение административного правонарушения назначается в пределах установленных законом размеров.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Вопрос: В какой срок и кому может быть обжаловано постановление о наложении административного наказания, вынесенное государственным инспектором по пожарному надзору в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя?

Ответ: В соответствии статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление о наложении административного наказания может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока обжалования, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен лицом, правомочным рассматривать жалобу.

В соответствии статьи 30.1 КоАП РФ постановление о наложении административного наказания, вынесенное государственным инспектором по пожарному надзору в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу и в арбитражный суд, в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Вопрос: Можно ли отсрочить или рассрочить исполнение постановление о наложении административного наказания, в части уплаты административного штрафа?

Ответ: При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные срок, должностное лицо, вынесшее постановление, могут отсрочить уплату административного штрафа на срок до одного месяца.
С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена должностным лицом, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.

Вопрос: Что такое административное приостановление деятельности ?

Ответ: Административное приостановление деятельности – это вид административного наказания, которое заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей либо в случае совершения административного правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности, предусмотрен частью 1 статьи 20.4 и частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Данное наказание назначается судьей только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Срок административного приостановления деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

Вопрос: Имеет ли право государственный инспектор по пожарному надзору в ходе проведения проверки самостоятельно закрыть проверяемый объект либо его часть.

Ответ: В соответствии с действующим законодательством таким правом государственные инспекторы по пожарному надзору при проведении проверок не обладают.

Правом принятия решения о временном прекращении какой-либо деятельности наделен исключительно суд путем наложения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

Однако Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении предусмотрен временный запрет деятельности. В соответствии со статьей 27.

16 Кодекса временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленным на срок до рассмотрения дела судом, прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно наказание в виде административного приостановления деятельности, в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно. Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении. О временном запрете, деятельности составляется протокол, копия которого вручается законному представителю юридического лица либо лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. С этого момента обязанность исполнения временного запрета деятельности лежит на юридическом лице либо индивидуальном предпринимателе.

Срок временного запрета исчисляется с момента фактического прекращения деятельности и не может превышать пять суток.

Вопрос: В случае приостановки деятельности объекта (помещения)  предусмотрена ли ответственность за срыв печати (пломбы). Как устранять нарушения, в случае если помещения опечатаны?

Ответ: Административная ответственность за срыв печати (пломбы) предусмотрена  статьей 19.2 КоАП РФ в виде административного штрафа до 500 рублей.
Если по решению суда применено наказание в виде административного приостановления деятельности (эксплуатации объекта), исполнение наказания возлагается на судебных приставов-исполнителей.

При этом способ исполнения наказания должен быть прописан в решении суда. Вопрос о возможности доступа на приостановленный для эксплуатации объект с целью устранения нарушений требований пожарной безопасности решается судом и судебными приставами.

При неясности способа исполнения наказания вопрос решается судом по обращению судебного пристава-исполнителя с учетом мнения представителя органа ГПН.

Вопрос: Как можно обжаловать действия работников пожарной охраны, в частности инспекторов государственного пожарного надзора?

Ответ: Обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц органов ГПН осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу или в суд.

Подача жалобы производится в письменном виде. Кроме этого, изложить суть жалобы можно также по «Единому телефону доверия» (343 2629999). Лицо, направившее жалобу, в обязательном порядке обязано указать: – наименование государственного органа, в который направляется жалоба – Ф.И.О.

должностного лица, которому подается жалоба – свою Ф.И.О.

– почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ – суть жалобы -поставить свою личную подпись и дату обращения – в случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель может прилагать к письменной жалобе документы и материалы либо их копии.

Письменная жалоба, либо поступившая жалоба на телефон доверия в орган ГПН, рассматривается в течение 30 дней с момента регистрации, ответ на жалобу направляется заявителю по почтовому адресу, указанному в обращении. (Приказ МЧС России № 517 от 1.10.2007г. п. 95, 96).

Вопрос: Кто в праве проводить проверку организации на предмет пожарной безопасности?

Ответ: Государственный пожарный надзор под руководством главного государственного инспектора Российской федерации по пожарному надзору осуществляют следующие органы: –   управление государственного пожарного надзора МЧС России; –   управление государственного пожарного надзора регионального центра МЧС России; – управление государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по субъекту РФ; – территориальные отделы (отделения) ГПН УГПН Главных управлений МЧС России по субъектам РФ.

При проведении проверок должностные лица обязаны иметь при себе удостоверение соответствующего образца и письменное распоряжение начальника органа ГПС с указанием должностных лиц, участвующих в проведение проверки, даты начала и окончания мероприятий по контролю. Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать более одного месяца.  ( Приказ МЧС России № 517 от 1.10.2007г. п. 3, 38, 48).

Вопрос: Как часто могут проводиться проверки инспектором государственного пожарного надзора?

Ответ: Плановые проверки за соблюдением требований пожарной безопасности проводятся в соответствии с требованиями закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), приказа МЧС России № 517 от 1.10.2007г.

Плановые мероприятия по надзору за выполнением требований пожарной безопасности на объектах критически важных для национальной безопасности страны, особо важных пожароопасных и с массовым пребыванием людей проводятся органом ГПН один раз в два года.

В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по надзору может быть проведено не ранее, чем через три года с момента его государственной регистрации. В отношении других объектов надзора плановые мероприятия по надзору проводятся не чаще одного раза в три года.

  (Приказ МЧС России № 517 от 1.10.2007г. п. 35, 48).

Проведение внеплановых проверок осуществляется по истечению срока исполнения законного предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, или поступивших письменных обращений.

Вопрос: Необходимо ли лицензировать ведомственную пожарную охрану?

Ответ: Ст. 17 Федерального Закона от 08.08.01 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», установлена обязательность лицензирования деятельности по тушению пожаров.

Вопрос: Обязательно ли заключение государственного пожарного надзора для получения лицензий на медицинскую деятельность?

Ответ: Нет, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. N 30 г. Москва «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» заключение государственного пожарного надзора для получения лицензий на медицинскую деятельность не требуется.

Вопрос: Какой срок рассмотрения заявления для получения заключения ГПН?

Ответ: Срок рассмотрения заявления не превышает 15 дней с момента регистрации заявления, а в исключительных случаях или при необходимости проведения дополнительной проверки соблюдения требований пожарной безопасности — не более 30 дней.

Вопрос: На каком основании требуется прохождение пожарно-технического минимума?

Ответ:

Источник: //34.mchs.gov.ru/deyatelnost/profilakticheskaya-rabota-i-nadzornaya-deyatelnost/13-dopolnitelnaya-informaciya/poryadok-polucheniya-konsultaciy-i-rassmotreniya-obrashcheniy-grazhdan/okazanie-konsultativnoy-metodicheskoy-i-informacionnoy-pomoshchi-organam-mestnogo-samoupravleniya/voprosy-otvety-dlya-obektov-malogo-i-srednego-biznesa

В каких случаях государство может приостановить эксплуатацию вашего здания. отвечает инженер пожарной безопасности

Насколько законно требование пожарного надзора и как с ними бороться?

Здравствуйте дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о приостановке эксплуатации объектов за нарушения требований пожарной безопасности.

На днях я решил забить в поисковике названии сегодняшней темы, и полученные результаты меня очень разочаровали. Слишком много старых материалов по данной тематике, не соответствующих реалиям сегодняшнего дня. Почитав их малость, я решил подготовить свой краткий обзор. Итак, начнем.

Давно канули в прошлое времена, когда инспектор государственного пожарного надзора (далее – ГПН) мог в ходе проверки незамедлительно вынести постановление на приостановку объекта за нарушения требований пожарной безопасности и даже опечатать его, исключив возможность дальнейшей эксплуатации.

Сегодня дела обстоят таким образом, что как бы бедный инспектор не пыжился, не рассказывал с пеной у рта о грубости допущенных вами нарушений, самостоятельно приостановить эксплуатацию объекта он не имеет права. Инспектор полностью зависит от третьих лиц и определенным образом складывающихся обстоятельств. Кто же эти лица и что за обстоятельства.

Существуют четыре ситуации, при которых ваш объект могут приостановить.

Ситуация №1.

По причине допущенных юридическим лицом нарушений требований пожарной безопасности произошел пожар, повлекший причинения тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека (ч. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ).

В этом случае представитель органа государственного пожарного надзора (далее ГПН), на основании результатов проведенной проверки по пожару, возбуждает дело об административном правонарушении. При рассмотрении дела он принимает решение направить его в суд для вынесения более строгого наказания, а именно административного приостановления деятельности.

Обращаю ваше внимание, что эта мера возможна лишь когда при проведении проверки по пожару удалось доказать причинно-следственную связь между нарушениями требований пожарной безопасности, допущенными именно юридическим лицом и наступившими тяжкими последствиями. Решение приостанавливать объект или нет остается за судьей и будет зависть от обоснованности доводов представителя ГПН.

Ситуация № 2

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель повторно не выполнило предписание органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.

В данном случае инспектор ГПН может составить протокол по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ и опять же направить его в суд на рассмотрение.

В протоколе от должен расписать, что повторно не устраненные нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей. Естественно он должен доказать обоснованность своих доводов судье.

Сделать это достаточно сложно, поскольку эта самая угроза штука ничем не регламентированная (но это тема для отдельного материала).

Отдельно подчеркну, что для того, чтобы такая ситуация сложилась, инспектор ГПН должен сначала вынести предписание при первой проверке.

Затем при второй проверке, по контролю выданного предписания, привлечь именно юридическое лицо или индивидуального предпринимателя к административной ответственности по ч. 12. ст.19.5. КоАП РФ.

Далее постановление о привлечении к указанной ответственности должно вступить в законную силу. И только с этого момента в течении одного года у него есть возможность составить тот самый протокол по ч. 14. ст. 19.5 КоАП РФ.

Ситуация № 3

Инспектор ГПН по результатам проведенной проверки обращается в органы прокуратуры с просьбой о применение мер прокурорского реагирования. В своем обращении он расписывает опасность допущенных нарушений и доказывает обоснованность своей просьбы. В данной ситуации инспектор полностью зависит от решения органов прокуратуры, сочтут ли они его доводы убедительными.

Если сочтут, то организуют проверку соблюдения законодательства в области пожарной безопасности и по ее результатам обратятся в суд с исковым требованием о приостановке объекта. Но здесь уже доказывания обоснованности применения такой меры ляжет на органы прокуратуры, поэтому ее работники десять раз подумают прежде чем браться за такое.

Отрицательная статистика исков никому не нужна.

Ситуация № 4

Ну и последняя ситуация полностью схожа с ситуацией № 3, только в этом случае органы прокуратуры сами инициируют проверки законодательства в области пожарной безопасность, а инспекторов ГПН привлекают в качестве специалистов.

Так что сами видите, вам должно очень не повезти, чтобы ваш объект приостановили.

На сегодня все.

Благодарю за визит ко мне на пост. Буду рад если поставите лайк и подпишитесь на канал.ПОДПИСАТЬСЯ

Источник: //zen.yandex.ru/media/id/5c9272cb910fbc00b349c941/5ca65449f0bf1a00af1874d7

Юрист Михеев