На каком этапе можно ограничить предмет договора?

Что делать, если в документах закупки разные условия?

На каком этапе можно ограничить предмет договора?

Статья актуальна на 14 сентября 2019

Бывает, что характеристики товаров или условия исполнения работ в техническом задании не соответствуют тексту из проекта контракта. Как на это реагировать, зависит от того, на каком этапе участник обнаружил разночтения.

Разночтения в документах закупки и извещении

Идеальный вариант — заранее внимательно прочитать все документы, которые прилагаются к закупке: извещение, техническое задание, проект контракта, инструкцию по заполнению заявки, обоснование НМЦ и т.д. Например, разночтения могут быть такими:

  • В извещении установлено, что закупка только для СМП по 30 ст. 44-ФЗ, а по документации — закупка на общих основаниях.
  • В извещении указан один срок подачи заявок, а в документах — другой.
  • В ТЗ единицы товары — штуки, а в контракте — упаковки.
  • В документах срок оплаты — 30 дней, а в проекте контракта — 240 дней.

Разночтения часто возникают из-за того, что заказчик просто ошибается, копируя условия одной закупки в другую. Обнаружив несоответствия, отправляйте запрос на разъяснения. На официальный запрос заказчик должен ответить в установленный законом срок и внести изменения в документацию. Если времени до окончания подачи заявок останется мало, то срок подачи заявок продлят.

Если не успели в срок, установленный для подачи запроса на разъяснения, остается обращаться в ФАС.

Разночтения в техзадании и разъяснениях заказчика

Как быть, если заказчик согласился с доводами участника в запросе на разъяснения, но ничего не изменил в документах закупки? В ФАС по этому вопросу сложилась однозначная практика: заказчик обязан внести изменения в документацию и продлить срок подачи заявок, иначе он нарушит закон. Даже если в инструкции по заполнению заявки есть фраза «В случае разночтения между данными, указанными в разъяснениях, и данными, указанными в техническом задании, участники должны руководствоваться данными, указанными в техзадании».

Вот одно из решений ФАС в пользу участника закупки.

На этапе подписания контракта

Поставщик готовит заявку на условиях из документации о закупке, а контракт заключают, дополняя эти условия информацией из заявки победителя. Заказчики не имеют права включать в контракт дополнительные пункты, которых не было в извещении о закупке. Но на практике условия в контракте иногда меняются: уменьшают сроки поставки, добавляют новые работы и т.д.

Присланный на подписание контракт не соответствует проекту контракта

Например, в проекте контракта из документов закупки срок поставки товара составляет 30 календарных дней, а в присланном на подписание документе он сократился до 20 дней. Давайте посмотрим, как могут развиваться события.

  1. Заказчик исправляет ошибку. Если это электронный аукцион, отправьте заказчику протокол разногласий. Дождитесь от него исправленный контракт, проверьте, что он соответствует проекту, и только после этого подписывайте.
  2. Заказчик отказывается вносить изменения. Заказчик говорит, что у него изменились условия и просит вас пойти на встречу. Но даже если новые условия вас устраивают, не следует соглашаться на них, так как у такого решения могут быть негативные последствия. Если вы подпишите контракт, то другие участники, обнаружив несоответствия, смогут через суд отменить сделку. Если заказчик не исправляет контракт, не соответствующий проекту, рекомендуем обратиться с жалобой в ФАС.

Условия в проекте контракта отличаются от требований в документации

Например, поставщик выиграл электронный аукцион на поставку оборудования, которое по инструкции производителя не относится к технически сложному и не требует монтажа одновременно с поставкой.

По техническому заданию заказчик закупал водонагреватели с определенными характеристиками, а условие о монтаже было только в проекте контракта, и участник закупки его не заметил.

Рассмотрим, какие тут могут быть варианты.

  1. Исполнить контракт на предложенных условиях. В этом случае победитель потеряет часть прибыли, выполняя работы, которые не были заложены в предложенную им цену. Убрать монтаж из контракта протоколом разногласий нельзя, так как предмет закупки — это существенное условие контракта, которое нельзя менять.
  2. . Поставщик может только поставить товар, а заказчику нужен монтаж. Тут два сценария:
    • Если победитель не планирует выполнять монтаж, а заказчик — выставлять претензии поставщику, можно расторгнуть контракт по обоюдному согласию. В этом случае победитель не попадет в РНП, а заказчику придется проводить новую закупку.
    • Заказчик настаивает на выполнении всех условий контракта, а победитель не может их исполнить. В этом случае придется отказаться от подписания контракта. Это не лучший вариант развития событий, так как победитель потеряет обеспечение заявки и право участвовать в закупках на 2 года.
  3. Заказчику нужен только товар. Посмотрите, как описан объект закупки в плане-графике, найдите обоснование НМЦ в документах. В вашу пользу сыграет то, что в плане-графике нет условия о монтаже, а на этапе запроса рыночных цен просчитывали только поставку оборудования. Задайте вопрос заказчику, действительно ли нужен монтаж? Может получиться так, что внутреннему заказчику сейчас нужна только поставка, а составитель закупочной документации просто ошибся, скопировав в контракт условие о монтаже из другого контракта на поставку оборудования. Если заказчик согласен только на поставку и вы уверены, что он не передумает после подписания контракта, подписывайте контракт и исполняйте.

После подписания контракта

В этом случае исход событий предсказуем. Раз вы подписали контракт, значит, вы согласились с его условиями. Придется исполнять контракт на новых условиях или расторгать его:

  • По соглашению сторон, но маловероятно, что заказчик на это согласится.
  • В одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Будьте готовы, что заказчик обжалует ваше решение в суде, и вы его проиграете.
  • По решению суда с риском попасть в РНП. Как правило суд в этой ситуации оказывается на стороне заказчика.

Выводы:

  • Проверяйте все документы закупки «на берегу».
  • Если не заметили каких-то условий в проекте контракта в момент подачи заявок, выполняйте контракт или попробуйте договориться расторгнуть его по соглашению сторон.
  • Заказчик не может менять существенные условия контракта. Незаконное включение новые условий можно оспорить в ФАС или в арбитраже.

В следующей статье мы подробнее расскажем о том, в каких ситуациях заказчик может изменить цену контракта.

Источник: //Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1177-raznue-uslovia

Понятие предмета договора

На каком этапе можно ограничить предмет договора?

Предметом договора является его существенное условие, присутствующее в любом заключенной договоре, даже если оно прямо не предусмотрено действующим законодательством, независимо от способа заключения договора.

По предмету договора можно произвести их классификацию, предмет является одним из важных классификационных признаков.

Например, договора по отчуждению имущества по своему предмету могут быть связаны с:

  • уступкой прав требования;
  • отчуждением вещей;
  • отчуждением исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Это является основными причинами, по которым Гражданским кодексом Российской Федерации именно условия о предмете договора относятся к существенным.

Можно привести такие примеры: при заключении договора оказания услуг его предметом являются сами услуги и их результат, при заключении договора купли-продажи имущества предметом является само имущество, при заключении договора аренды жилого помещения – данное помещение, при заключении договора подряда – предмет его – это производимые работы и их результаты и так далее. Если изначально сторонами не согласованы эти существенные условия о предмете договора, то они не смогут определить и то, каким будут их правоотношения.

Требования к предмету договора

В некоторых случаях существуют жесткие требования к тому, каким образом будет описан в договоре его предмет.

Например, при заключении договора аренды недвижимого имущества, как написано в статье 607 Гражданского кодекса РФ, нужно обязательно описать подробно и конкретно, что это за недвижимость, чтобы ее можно было идентифицировать.

Если такие данные в договоре аренды отсутствуют, то данный договор может быть признан недействительным, так как стороны однозначно не договорились письменно о предмете договора.

То есть можно сделать вывод о том, что предмет договора – это то, по поводу чего появляются права и обязанности сторон, и на что направлено их взаимодействие. Индивидуализация и конкретика – это основные требования к описанию предмета договора, то есть по описанию его должно быть легко вычленить из других подобных.

Если говорить о договорах на передачу имущества, то в этом случае предметом договора является упоминаемое имущество (сами вещи или имущественные права).

Нельзя в качестве предмета договора считать:

  • условия, при которых передаются предметы одной стороной другой (возвратность, возмездность и т.п.);
  • другое существенное условие, например, встречное предоставление предметов или имущественных прав.

Как видно из вышесказанного, содержание договора и предмет договора – это совершенно разные вещи.

Если мы рассматриваем договора на оказание услуг или выполнение каких-либо работ, то предметом этих договоров являются определенные действия, производимые одной из сторон. В договорах по возмездному оказанию услуг в качестве предмета также выступает совокупность постоянно повторяющихся действий, которые объединены в одну цель.

Предмет договора и его объект

Стоит различать предмет договора и его объект, хотя даже в некоторых книгах и статьях по юридической тематике эти понятия зачастую путаются.

В предмет договора можно включить не все действия, составляющие предмет обязательств. К предмету договора относятся только те действия, которые направлены на определенные объекты (это могут быть как вещи, так и качества человека, например).

Для большей ясности можно привести следующие примеры объектов договора:

  • строительные работы – объект договора здесь – строительный объект (здание, сооружение), именно на этот объект направлены действия (то есть предмет договора);
  • образовательные услуги – объектом договора являются знания человека (его качество);
  • косметологические услуги – объект договора – внешний вид человека;
  • медицинские услуги – в качестве объекта договора выступает здоровье и т.д.

Объекты договора иногда по-другому называются объектами правовой деятельности, это то же самое. Они характеризуют предмет договора.

В предмет договора также входит и результат, являющийся целью оказания услуг и выполнения работ. Этот результат должен быть определенным. За счет данной цели договора могут быть удовлетворены потребности стороны заказчика.

Если мы рассматриваем договор на оказание услуг, то здесь будет так: предметом будут являться действия и тот объект, на который данные действия направлены. В случае с договором выполнения работ предметом будут не только действия и объект, но и результат, то есть качественные характеристики полученного объекта.

Когда заключаются организационные договора, то в качестве предмета договора нужно прописывать взаимные действия сторон, которые направлены на то, чтобы упорядочить эти взаимоотношения.

Такие виды договоров встречаются в оптовой торговле, рынке ценных бумаг, корпоративных отношениях, банковской сфере и т.п.

Встречаются и другие названия подобных договоров: рамочные, о сотрудничестве, а также генеральные соглашения.

Встречаются на практике смешанные договора, в которых организационные и другие виды договоров могут занимать лишь определенную часть. Примером могут служить дистрибьюторские соглашения.

Отличие их от имущественных договоров заключается в том, что организационные договора не имеют своей целью передачу какого-либо имущества или имущественных прав, оказание услуг либо выполнение работ.

Можно выделить такую разновидность организационных договоров как предварительные.

Здесь  предметом будут являться действия, связанные с будущим заключение окончательного договора, который может быть как имущественным, так и оказания услуг или выполнения работ.

Условия в будущем договоре должны быть аналогичны прописанным в предварительном. Они как бы понуждают заключить основной договор.

Предметы различных видов договоров

Чтобы информация о предметах разных видов договоров была более наглядной, ее можно свести в таблицу ниже:

Наименование договораПредмет договораГде законодательно прописано
Купля-продажаПолное наименование и количество покупаемого (продаваемого) товараГК РФ ст.465, 455 (п.3)
Купля-продажа недвижимостиНаименование и точные характеристики (позволяющие точно идентифицировать объект недвижимости), количествоГК РФ ст.554
ПоставкаПолное наименование товара, его количествоГК РФ ст.465, 455 (п.3)
МенаПолное наименование, количествоГК РФ ст.465, ст.567 (п.2), ст.455 (п.3)
ДарениеВещь или имущественное право, освобождение от имущественной обязанностиГК РФ ст.572 (п.1)
АрендаНаименование имущества, количество
Аренда недвижимостиНедвижимость с точными идентификационными характеристикамиГК РФ ст.607 (п.3)
ЛизингИдентификационные данные передаваемого в лизинг имуществаГК РФ ст.607 (п.3), ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» ст.15 (п.3)
Возмездное оказание услугКонкретное наименование оказываемой услугиГК РФ ст.779 (п.1)
ПодрядВид выполняемой работы, а также сроки начала и окончания работыГК РФ ст.702 (п.1)
ПеревозкаДействия по перевозке груза из пункта отправления в пункт назначения
Транспортная экспедицияУслуги, которые связаны с грузоперевозкой
ЗаймСумма займа (в денежном выражении), имуществоГК РФ ст.807 (п.1)
КредитСумма в денежном выражении
ФакторингДенежное требование, которое уступается
Банковский вкладСумма в денежном выражении
Банковский счетУсловия, по которым предоставляется банковский счет
ХранениеНаименование товара и его количество
СтрахованиеОбъект страхования в виде имущества или имущественного интереса
ПоручениеПоручаемые юридические действия
КомиссияСделки, которые совершает комиссионер
АгентскийДействия юридические или любые другие
Коммерческая концессияИмущество, которое передается в доверительное управление
ЗалогНаименование имущества, его количество и оценка в денежном эквиваленте
ИпотекаНаименование недвижимого имущества, его местонахождение, подробное описание и денежная оценка
ПоручительствоОбеспечиваемое обязательство
Простое товариществоОписание совместной деятельности
АвторскийСоздание авторского произведения

Источник: //dogovor-obrazets.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D1%82_%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B0

Предмет договора

На каком этапе можно ограничить предмет договора?

Предмет договора – это то существенное условие, которое присутствует в любом договоре, в том числе прямо не предусмотренное законодательством, вне зависимости от способа его заключения.

Также предмет договора является одним из основных признаков классификации договоров.

К примеру, договоры на отчуждение имущества могут быть связаны с отчуждением вещей, уступкой прав требования, отчуждением исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации.

По этим причинам Гражданский кодекс РФ (статья 432) относит условие о предмете договора к числу существенных условий договора в первую очередь.

К примеру, предметом договора купли-продажи является товар, предметом договора подряда – работа и ее результат, предметом договора аренды нежилого помещения – помещение, предметом договора оказания услуг – услуги и их результат.

Не согласовав условия о предмете, стороны не могут определить будущее договорное правоотношение.

Иногда законом предъявляются особые требования к описанию предмета договора.

Так, в соответствии со статьей 607 ГК в договоре аренды недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.

При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Следовательно, предметом договора является то, по поводу чего возникают права и обязанности и на что они направлены. Предмет договора должен быть настолько индивидуализирован, чтобы выделить его из числа объектов гражданских прав этого же вида.

Применительно к договорам на передачу имущества в качестве предмета рассматривается само это имущество, т.е. вещи или имущественные права

Следовательно, в предмет этих договоров не входят:

  • условия передачи предметов (возвратность – безвозвратность, возмездность – безвозмездность);
  • встречное предоставление, составляющее отдельное существенное условие.

Таким образом, современное гражданское законодательство разделяет предметы таких договоров и их содержание.

По договорам на выполнение работ и оказание услуг предмет составляют определенные действия. Деятельность, которая упоминается в пункте 1 статьи 779 ГК применительно к договорам на возмездное оказание услуг, также представляет собой систему постоянных действий, объединенных единой целью.

Однако в предмет договоров входят не все действия, которые составляют предмет обязательства, а только направленные на определенные объекты (вещи, качества человека и др.).

Например, строительные работы направлены на создание объекта строительства, услуги по договору банковского счета – на сам банковский счет, медицинские, парикмахерские, образовательные услуги соответственно на здоровье, внешний вид, знания человека. Эти объекты называют либо объектами договора, либо объектами правовой деятельности.

Они являются важной характеристикой действий, составляющих предмет договора. Поэтому они не могут с ним разделяться. К сожалению, в юридической литературе понятием “объект договора” очень часто просто подменяют предмет договора.

Кроме того, договоры на выполнение работ нацелены на определенный результат, который также входит в предмет договора, поскольку именно за счет его удовлетворяются потребности заказчика. При создании новой вещи объект, если он надлежащего качества, и результат должны совпадать.

Таким образом, в предмет договоров на оказание услуг входят действия и объект, на который они направлены, в предмет договоров на выполнение работ – действия, объект, на который они направлены, и результат, характеризующий качество объекта.

Предметом организационных договоров являются взаимные действия их сторон, направленные на упорядочение отношений между ними. Данные договоры распространены в корпоративных отношениях, на рынке ценных бумаг, в сфере оптовой торговли товарами, в банковской сфере. Их могут называть рамочными договорами, договорами о сотрудничестве, генеральными соглашениями.

Как и другие договоры, они могут являться частью смешанных договоров (например, значительная часть дистрибьюторских соглашений носит организационный характер).

От имущественных договоров их отличает то, что они не направлены на передачу имущества, выполнение работ, оказание услуг.

Разновидностью организационных договоров являются предварительные договоры. Их предметом являются действия по заключению в будущем договоров о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основных договоров) на условиях, предусмотренных предварительным договором (пункт 1 статьи 429 ГК). Предварительные договоры создают возможность понуждения к заключению основных договоров.

Предмет отдельных видов договоров

Все изложенное можно свести в следующую таблицу:

Вид договора Предмет договора
Купли-продажиНаименование, количество товара – п. 3 ст. 455, ст. 465 ГК
Купли-продажи недвижимостиНаименование, количество, точные данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче по договору, в том числе данные о его расположении на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества (ст. 554 ГК)
ПоставкиНаименование, количество товара – п. 3 ст. 455, ст. 465 ГК)
МеныНаименование, количество – п. 2 ст. 567, п. 3 ст. 455, ст. 465 ГК)
ДаренияВещь, передаваемая дарителем одаряемому в собственность, либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу, либо освобождение одаряемого от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом – п. 1 ст. 572 ГК
АрендыНаименование, количество арендуемого имущества)
Аренды недвижимостиДанные, позволяющие определить передаваемое в аренду недвижимое имущество – п. 3 ст. 607 ГК)
Финансовой аренды (лизинга)Данные, позволяющие определить передаваемое по договору имущество (п. 3 ст. 15 Закона “О финансовой аренде (лизинге)”, п. 3 ст. 607 ГК)
Возмездного оказания услугКонкретный вид оказываемой услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ)
ПодрядаПредмет (вид выполняемой работы – п. 1 ст. 702 ГК); Начальный и конечный сроки выполнения работ – п. 1 ст. 708 ГК
ПеревозкиДействия по перевозке груза в пункт назначения
Транспортной экспедицииУслуги, связанные с перевозкой груза
ЗаймаДенежная сумма займа (п. 1 ст. 807 ГК), имущество
КредитаДенежная сумма
ФакторингаУступаемое денежное требование
Банковского вкладаДенежная сумма
Банковского счетаУсловия предоставления счета
ХраненияНаименование, количество товара, передаваемого на хранение
СтрахованияОбъект страхования (имущество либо имущественный интерес)
ПорученияЮридические действия
КомиссииСовершаемые комиссионером сделки
АгентскийЮридические и иные действия
Коммерческой концессииСостав имущества, передаваемого в доверительное управление
ЗалогаНаименование, количество и его оценка
ИпотекиНаименование, местонахождение, описание и его оценка
ПоручительстваУказание на обеспечиваемое обязательство
Простого товариществаСовместная деятельность товарищей
АвторскийСоздание произведения

Источник: //yuridicheskaya-konsultaciya.ru/dogovor/predmet-dogovora.html

Существенные условия контракта по 44-ФЗ: что к ним относится и можно ли их изменять?

На каком этапе можно ограничить предмет договора?

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы “Азбука тендеров”! В этой статье мы с вами рассмотрим какие условия контракта по 44-ФЗ относятся к существенным, а также можно ли их изменить в случае необходимости. Этот вопрос волнует, как поставщиков, так и Заказчиков, поэтому данная статья будет одинаково полезна обеим сторонам.

Что относится к существенным условиям контракта по 44-ФЗ?

Если обратиться к 44-ФЗ, то в нем отсутствует четкое указание на то, какие условия контракта могут считаться существенными. Эта информация содержится лишь в Гражданском кодексе РФ.

Согласно ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом существенными условиями контракта (сокращенно СУК) являются такие условия, без которых документ считается недействительным, а также в отношении которых должно быть достигнуто соглашение.

Что можно отнести к таким условиям?

Это:

  1. Цена;
  2. Срок действия контракта;
  3. Срок выполнения обязательств;
  4. Предмет контракта (наименование товаров, работ или услуг);
  5. Количество товара, объем работ (услуг);
  6. Порядок и сроки оплаты;
  7. Ответственность поставщика и Заказчика (размер штрафных санкций);
  8. Иные требования, имеющие существенное значение в контексте заключенного договора.

В ч.1 ст.34 44-ФЗ сказано, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением (приглашением принять участие в закупке), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки. Соответственно, условия указанные во всех этих документах также относятся к СУК.

Также в п.2 письма МЭР № Д28и-2286 от 03.08.2015 года по поводу СУК сказано следующее:

“Закон № 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия “существенные условия контракта”. Вместе с тем в статье 34 Закона № 44-ФЗ определены обязательные условия исполнения контракта.

Учитывая, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, контракт, заключенный в рамках Закона № 44-ФЗ, должен содержать обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона № 44-ФЗ, и соответствовать требованиям, установленным ГК РФ в зависимости от предмета контракта.”

Для того, чтобы в дальнейшем избежать спорных ситуаций с поставщиками некоторые Заказчики прямо прописывают в договоре, какие условия являются существенными и не подлежат изменению.

Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ

По общему правилу изменение СУК по 44-ФЗ не допустимо. Однако в ст.95 44-ФЗ перечислены случаи, в которых допускается изменение таких условий по соглашению сторон. Главное, чтобы такая возможность была предусмотрена Заказчиком в документации о закупке и самом договоре.

Итак, что же можно изменить?

  1. Цену договора по соглашению сторон без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий договора;
  2. Цену договора, если не более чем на 10% изменяется количество товара, объем работы или услуги;
  3. Цену договора, если изменились регулируемые тарифы (газ, свет, вода, теплоснабжение);
  4. Цену, количество товара (объем работы или услуги), сроки выполнения, если казенному учреждению уменьшили лимиты;
  5. Цену договора при изменении перечня услуг при лечении гражданина РФ за границей;
  6. Количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право Заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе.
  7. Качество, технические и функциональные характеристики товара в сторону их улучшения.

Важный момент! Нельзя вносить изменения в договор на стадии его подписания. Такие изменения вносятся лишь на стадии его исполнения путем подписания сторонами дополнительного соглашения.

Нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ

Как для поставщика, так и для Заказчика нарушение СУК может обернуться штрафными санкциями (штрафы и пени), либо может и вовсе привести к расторжению договора. Штрафы и пени для Заказчиков и поставщиков рассчитываются в соответствии с требованиями ПП РФ № 1042 от 30.08.2017 г.

Для поставщика одностороннее расторжение договора по инициативе Заказчика может привести еще к более серьёзным последствиям — включению информации о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Согласно ч.4 ст.7.

32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей; на юридических лиц — 200 000 рублей.

Согласно ч.5 ст.7.

32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средствсоответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.

Как вы понимаете, изменение и нарушение условий, указанных в договоре, дело очень серьезное. Поэтому к решению таких вопросов нужно подходить с большой ответственностью.

На этом наша статья подошла к концу. Если информация была для вас полезной, ставьте лайки, делайте репосты и делитесь этой информацией со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Источник: //azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/sushestvennye-usloviya-kontrakta-po-44-fz.html

Наиболее популярные уловки для ограничения конкуренции в госзакупках и способы борьбы с ними

На каком этапе можно ограничить предмет договора?

Екатерина Черкасова

Юрист консалтинговой группы G3

специально для ГАРАНТ.РУ

Закупка товаров, работ и услуг государственными заказчиками попадает под регулирование следующих законов:

Согласно их положениям, от заказчика в первую очередь зависит набор условий заключенного в будущем контракта и критериев отбора исполнителя. Таким образом, заказчик занимает главенствующее положение при инициировании закупочной процедуры. Соответственно, именно им зачастую применяются различные “схемы” злоупотребления, направленные на ограничение конкуренции.

Учитывая, что грань между необходимыми условиями контракта и ограничением конкуренции достаточно тонка, заказчик имеет возможность манипулировать количеством участников закупок, а также ценой. Проблема ограничения конкуренции наиболее актуальна в сфере государственных закупок.

Перед тем как опубликовать извещение о закупке и закупочную документацию заказчик определяет, что закупать и каким способом. Уже на данном этапе заказчик может ограничить конкуренцию.

К способам ограничения конкуренции, используемым заказчиками, можно отнести, в частности:

  • выдвижение жестких требований к товару или компаниям, которым заведомо удовлетворяет малое количество потенциальных исполнителей;
  • манипулирование информацией в ходе проведения процедуры.

Выдвижение жестких требований к товару или компаниям как способ ограничения конкуренции

Под жестким требованиями к товару или компаниям могут пониматься указание излишне подробных характеристик товара, сводящих выбор в пользу единственного поставщика, укрупнение предмета контракта даже при закупке типового товара, включение технологически и функционально не взаимосвязанных между собой товаров, работ или услуг, установление в качестве обязательного критерия отбора наличие успешного опыта оказания услуг государственным или муниципальным компаниям или непосредственно заказчику. При этом логичным представляется, что чем более жесткие требования устанавливает заказчик, тем меньше компаний участвуют в государственных закупках.

Так, например, п. 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 г.

) устанавливает, что включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции.

При этом в обзоре указано следующее: “Указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, свидетельствующие о его конкретном производителе приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции”.

В п. 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.

) рассматривается также ситуация, когда заказчик объединил технологически и функционально не взаимосвязанные между собой работы.

В рассмотренном в указанном обзоре деле арбитражный суд указал на неправомерность действий заказчика по объединению в одном лоте работ по подготовке проектно-сметной документации и выполнению строительно-монтажных работ.

Как указал суд, результатом такого объединения является необоснованное ограничение количества участников конкурса ввиду того, что проектные и строительные работы представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы.

Известны также и случаи ограничения заказчиками круга потенциальных участников закупки путем включения требования о допуске к дальнейшему участию в закупке организаций, имеющих опыт оказания услуг организации –заказчику, разместившей извещение о закупке.

Например, из решения Управления ФАС России по Оренбургской области от 25 мая 2016 г. по делу № 07-16-61/2016 следует, что “комиссия установила, что к дальнейшему участию в закупке допускаются организации, имеющие опыт оказания охранных услуг на объектах дочерних обществ и организаций ПАО “Г.” (не менее пяти организаций) в строгом соответствии с “Концепцией охраны объектов ПАО “Г.

” и его дочерних обществ и организаций и имеющие положительные отзывы дочерних обществ и организаций ПАО “Г.”. Участники, имеющие опыт работы и положительные отзывы от иных организаций, к дальнейшему участию в закупке не допускается”.

По данному делу УФАС России вынесло решение о выдаче предписания об отмене требования о допуске к участию в закупке только организаций, имеющих опыт оказания услуг заказчику.

В Определении ВС РФ от 14 августа 2018 г.

№ 308-КГ18-11230 по делу № А32-42845/2017 указано буквально следующее: “Отменяя судебные акты, суд округа исходил из того, что установленный в конкурсной документации в качестве критерия оценки заявок показатель о наличии у участника закупки опыта по выполнению строительных работ (по строительству, реконструкции, капитальному ремонту) автомобильных дорог общего пользования по государственным (муниципальным) контрактам не может быть признан объективным и правомерным, поскольку наличие в документации такого критерия влечет нарушение принципа обеспечения конкуренции, предусмотренного статьей 8 Закона № 44-ФЗ, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют”.

Таким образом, устанавливая жесткие требования к поставляемому товару или компаниям, заказчики осознанно идут на ограничение круга участников закупки, в нарушение основополагающих принципов добросовестности и равноправия, используемых при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Конечно, у заказчика могут быть различные мотивы – от желания обеспечить поставку качественного товара в нужное время до желания извлечь дополнительную выгоду, однако необходимо в первую очередь руководствоваться положениями законодательства о закупках, не допускающих ограничение конкуренции.

Ограничение конкуренции в форме манипулирования информацией в ходе проведения процедуры закупки

Не только установление жестких требований к предмету закупки и компаниям является способом ограничения конкуренции.

Манипулирование информацией в ходе проведения процедуры также является действенным способом, позволяющим ограничить круг участников закупки.

При этом подобное манипулирование может проявляться в различных формах. Но наиболее часто встречается сокрытие информации о предмете закупки.

Для целей информационного обеспечения закупки в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения, в том числе, об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение.

В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пожалуй, это самое важное условие, формирующие представление потенциального участника о предмете закупки.

Зачастую, заказчики целенаправленно не размещают полный комплект закупочной документации, особенно в отношении поставки технически сложных товаров или оказания работ, сопряженных со сложным технологическим процессом.

Не каждый потенциальный участник проявляет настойчивость и направляет в адрес заказчика запрос о даче разъяснений, что дает заказчику возможность сформировать узкий круг лиц, изначально знающий обо всех условиях закупки, в том числе о тех документах, которые к закупочной документации не приложены.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв.

Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.

) при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В вышеуказанном обзоре указаны приведен пример одного из дел, где суд указав, что в соответствии с ч. 7 ст.

50 Закона № 44-ФЗ любой участник открытого конкурса при наличии необходимости, вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.

Указанный вывод последовал после рассмотрения требований о признании незаконным неразмещение заказчиком проектно-сметной документации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции отменил решение суда по рассматриваемому делу, указав на следующее.

Отсутствие в документации информации о технических характеристиках работ, требованиях к их безопасности, результату работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, не позволяет определить потребности заказчика и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

Помимо указанной ситуации, достаточно часто встречаются случаи, когда заказчик размещает информацию технического характера (например, чертежи) в нечитаемом или плохо читаемом формате. Такого рода отклонения позволяют заказчику одновременно выполнить условие об обязательном размещении необходимой информации, и в то же время повлиять на количество претендентов на участие в закупке.

***

Таким образом, ограничение конкуренции весьма неоднозначный способ злоупотребления. Достаточно тонкая граница между потребностями заказчика, описанными посредством включения условий исполнения контракта и требований, предъявляемых к участникам закупки, позволяет заказчикам находить новые способы ограничения конкуренции.

Неудивительно, что практика ФАС России, арбитражных судов и ВС РФ содержит небольшое количество примеров выявления фактов ограничения конкуренции, так как зачастую заказчики манипулируют тем, что участники закупки не проявляют достаточной активности на стадии приема заявок.

В частности, речь идет о не направлении запроса о даче разъяснений относительно закупочной документации.

В связи с этим, для защиты своих прав, в случае применения заказчиками механизмов ограничения конкуренции, потенциальным участникам следует проявлять инициативу, не дожидаясь принятия решения комиссией в пользу другого участника.

Источник: //www.garant.ru/ia/opinion/author/cherkasova/1277917/

Юрист Михеев