Можно ли убрать данные из справки о судимости при изменении или декриминализации статьи?

Информация в ИЦ при УВД после декриминализации статьи – Юридическое дело

Можно ли убрать данные из справки о судимости при изменении или декриминализации статьи?

Что такое судимость и как от нее избавиться? – статья подготовлена специалистами. Удаление погашенной судимости из базы данных МВД. Судебный прецедент как источник права в правовой системе России.

Как снимать последствия осуждения

Погашать или снимать судимость нельзя без выполнения следующих условий:

  • наказание уже отбыто;
  • гражданин не нарушает норм общественного порядка, ведет успешную трудовую деятельность и положительно характеризуется по месту работы, жительства;
  • не пропускает визиты в органы уголовно-исполнительной инспекции (УИИ);
  • раскаивается в совершенном;
  • все обязательства, наложенные приговором, четко выполняет.

Снятие судимости после отбытия наказания происходит в установленные законодательными органами сроки. Например, через три года после отбытия установленного наказания за преступления незначительной тяжести. Это производится по ходатайству гражданина.

О составлении ходатайства поговорим подробно ниже.

Процедура попадания записи о судимости в базу

Порядок внесения данных о преступлениях предусмотрен Типовым положением, утвержденным совместным приказом правоохранительных органов от «О едином учете преступлений». Согласно п. 4.1 Положения сведения об уголовно наказуемых деяниях вправе фиксировать дознаватель, прокурор, следователь.

В соответствии с п.п. 17-19 Положения данные в ГИАЦ РФ попадают таким образом:

  1. Заводится уголовное дело.
  2. На протяжении суток (за исключением праздников и выходных) с момента принятия надзирающим прокурором решения по делу, орган, проводящий расследование, передает информацию в специальные регистрационно-учетные отделы.
  3. Регистрационно-учетные подразделения на протяжении суток передают учетную документацию в ИЦ, ответственные за обработку информации (для каждой категории дел и в каждом субъекте РФ есть свой Информационный центр, например, ИЦ по транспорту, ИЦ военной прокуратуры).
  4. ИЦ формируют статистику по преступлениям. Информация передается в ГИАЦ РФ.

«Учету подлежит каждое преступление (на основе его юридической квалификации по конкретной норме УК РФ), по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; вынесен обвинительный приговор по делу частного обвинения» (п. 27 Положения).

В ГИАЦ РФ содержится:

  • Анкетная информация о преступнике.
  • Сведения о судимости: номер производства, основания привлечения к ответственности, дата приговора, понесенное наказание, сведения об изменениях в судебном решении, была ли снята или погашена судимость.
  • Информация о нахождении в розыске.
  • Данные о задержании.
  • Дактилоскопическая формула.

Если вина человека доказана, информация о нем обязательно попадет в ГИАЦ РФ, даже если это была просто «условная судимость».

«Учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения» (п. 40 Положения).

Удаление информации из ГИАЦ РФ предусмотрено только по реабилитирующим основаниям (п. 38 Положения).

Вернуться

База данных осужденных

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,

как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:

8 (499) 703-15-47 — Москва
8 (812) 309-50-34 — Санкт-Петербург

или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

Все консультации у юристов бесплатны.

В России все сведения об осужденных содержатся в единой базе.

Централизованным источником данных служит информационный центр ГУМВД России.

Центры действуют в каждом российском регионе.

Полезно знать: ГИАЦ МВД России – это централизованный источник информации о том, кто имеет судимость. Если стороны примирились, то информация все равно остается храниться в базе.

Однако будет считаться, что гражданин не имеет судимость, а привлекался к уголовной ответственности в этом случае.

Боком выйдет даже обычная драка с соседями, если он ней узнают правоохранительные органы и суд вынесет приговор. Будет в базе поставлена «черная метка», а удалить ее практически нет шансов.

Доступ на хорошую работу будет закрыт не только осужденным, но и их близким родственникам. Так, у сына не будет возможность устроиться на государственную службу, если «черная метка» имеется у отца.

Также возникнут проблемы с тем, чтобы оформить ссуду в финучреждении или совершить поездку за рубеж.

Примите во внимание: судимых много, а база одна. Не имеет смысла пытаться устроиться на работу в другом городе, ведь о «черной метке» все равно узнают с помощью базы.

Но любой осужденный вправе просить о досрочном освобождении, если ведет себя безупречно после снятия наказания.

Мы уверены, что Вам будет полезна информация о последствиях установки магнита на счетчик воды.

Белым военным билетом называется документ, дающий освобождение от воинской службы. Как выглядит этот документ на фото, какого он цвета на самом деле? Как получить белый билет, и какими могут быть последствия получения? Читать подробнее

Кто имеет доступ к информации?

Доступ к ГИАЦ РФ имеют исключительно правоохранительные органы. Информация в базе необходима им для внутреннего пользования и не подлежит публичному распространению.

Согласно п. 2 Административного регламента № 1121, регламентирующего порядок получения информации из ГИАЦ РФ, в круг получателей информации о судимости граждан входят только физические лица и их представители.

Бытует мнение, что получить сведения из системы может большой круг людей, в том числе работодатели и банки. Это не так, но не исключена ситуация, что по «хорошему знакомству» им могут предоставить доступ к закрытой информации (например, если сотрудник охраны сам бывший полицейский).

Вернуться

Порядок действий

Как уже говорилось, убрать из базы МВД через суд отметку о привлечении к уголовной ответственности достаточно сложно.

Потому как даже если произошло погашение или снятие наказания, то запись все равно будет оставаться. Сниматься она будет только в том случае, если отметка в базе находится незаконно.

Если же она туда попала легальным путем, тогда даже про условный срок будет невозможно устранить информацию.

Конечно, можно попытаться осуществить снятие отметки. Для этого лучше заручиться юридической помощью, чтобы правильно составить иск и выиграть дело. Легче всего, когда сведения были внесены незаконно в базу.

Такая ситуация будет учитываться, и суд примет решение в пользу истца. Потому как будут нарушаться права человека, а отметка станет вредить его жизни.

Ведь справка о привлечении к уголовной ответственности портит репутацию гражданина.

В целом от человека потребуется обратиться в суд и изложить суть проблемы. Также нужно приложить имеющиеся документы по делу. После этого останется дождаться слушания и вынесения решения. Если решение будет положительное, тогда останется только дождаться, пока нежелательную информацию удалят.

Уже говорилось о том, сколько хранятся уголовные дела на людей. Однако спустя 25 лет, сами сведения из базы данных МВД не устраняются. Они там будут оставаться на протяжении всей жизни гражданина, если только не удастся добиться иного решения суда.

Кто практически пытался и что вышло

В судебной практике очень много дел, закончившихся отказом заявителю в удовлетворении его требований.

Пример 1. Дело № 2-1406/2011. Гражданка Ягодкина И.И. обратилась в суд с требованием об изъятии информации в отношении нее из базы данных.

//www.youtube.com/watch?v=uhi_gvs_C6Q

В своем заявлении она указала, что преследование по совершенному ею деянию было прекращено, хотя постановление прокурора она так и не получала. Суд, изучив материалы дела, пришел к выводу о невозможности удаления информации из ГИАЦ, так как факт совершения преступления стороны не отрицают.

Суд пояснил, что прекращение производства по нереабилитирующим основаниям не является причиной для уничтожения данных из системы.

Пример 2. Дело № 2-4962/2013. Гражданин Миллер Н.В. обратился в суд с требованием об удалении информации о нем из ГИАЦ РФ так как считает хранение порочащих его сведений незаконным.

Из материалов дела очевидно, что заявитель был осужден, отбыл наказание, судимость погашена.

Суд отказал в удовлетворении требований заявителя, указав в решении, что сведения в базу данных попали законно, поэтому их исключение не предусмотрено.

Привести можно и другие примеры.

Далее рассмотрим судебные решения, принятые в пользу заявителей.

Пример 1. Дело № 2-7330/2011 ~ М-7113/2011. Семенову Н.П. удалось доказать, что сведения о якобы совершенном им преступлении попали в базу случайно, уголовное дело на него никогда не заводилось. Так как материалы были уже уничтожены, а в полиции подтвердили факт того, что дело не заводилось, суд обязал уполномоченный орган удалить сведения об Семенове Н.П. из ГИАЦ РФ.

Пример 2.

Источник: //uristrostov-bagno.ru/kak-izbavitsya-ot-sudimosti.html

Выдача справок о наличии (отсутствии) судимости

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ ФКУ «ГИАЦ МВД России» или ИЦ, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в ФКУ «ГИАЦ МВД России» или ИЦ, представляющий государственную услугу.

Жалобы на решения, принятые руководством ИЦ, представляющего государственную услугу, рассматриваются руководством соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне или ФКУ «ГИАЦ МВД России».

Жалобы на решения, принятые должностными лицами ФКУ «ГИАЦ МВД России» или ИЦ, рассматриваются руководством ФКУ «ГИАЦ МВД России» или ИЦ соответственно.

Жалобы на решения, принятые начальником ФКУ «ГИАЦ МВД России», рассматриваются заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, Министром внутренних дел Российской Федерации.

Жалоба может быть направлена по почте, с использованием сети Интернет, официального сайта МВД России, федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», а также может быть передана при личном приеме заявителя.

Жалоба должна содержать:

  • наименование ФКУ «ГИАЦ МВД России» или ИЦ, предоставляющего государственную услугу, должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица (государственного или муниципального органа), а также номер (номера) контактного телефона (телефонов), адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) ФКУ «ГИАЦ МВД России» или ИЦ, предоставляющего государственную услугу, должностного лица;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) ФКУ «ГИАЦ МВД России» или ИЦ, предоставляющего государственную услугу, должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в ФКУ «ГИАЦ МВД России» или ИЦ, предоставляющий государственную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа ФКУ «ГИАЦ МВД России» или ИЦ, предоставляющего государственную услугу, должностного лица, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

  • удовлетворить жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных формах;
  • отказать в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Источник: //gu.spb.ru/188425/mfcservice/

Источник: //jur-del.ru/%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%B8%D1%86-%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D1%83%D0%B2%D0%B4-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%BD.html

Порядок действий для снятия судимости и удаления её из базы данных

Можно ли убрать данные из справки о судимости при изменении или декриминализации статьи?

Наличие судимости является серьезным препятствием для благополучной жизни. Потому как человека преследует ограничения даже после того, как он отбудет свое наказание. Поэтому снять судимость с базы данных желают многие осужденные, однако, сделать это удастся в редких случаях. Рассмотрим ситуации, когда можно убрать нежелательную запись о прошлом человека.

Можно ли снять судимость с базы данных

Наличие записи о судимости в базе данных МВД действительно мешает в жизни, потому как она накладывает определенные ограничения.

Прежде всего, человека могут не брать на престижную работу, если выяснится, что он привлекался к уголовной ответственности.

Причем работодатели могут без труда найти «черную метку», после чего человеку откажут в трудоустройстве, либо ему придется уходить с работы.

Также возникнут проблемы с выездом из России даже на отдых заграницу: в Украину, Казахстан, Беларусь, Узбекистан и другие страны. Потому как иные государства неохотно принимают людей с уголовным прошлым. Тем более будет крайне сложно переехать из РФ, если в базе данных есть сведения о недобросовестности гражданина.

Учитывая тот факт, что «черная метка» плохо влияет не только на бывшего преступника, но и на его родственников, многие желают ее удалить.

Для этого недостаточно будет погасить судимость или подождать определенное время. Проблематично будет даже снятие за давностью лет, потому как информация о заведении уголовного дела будет храниться 25 лет.

Причем база данных в РФ общая для всех, и не поможет переезд в другой город.

Попытаться снять упоминание можно лишь в определенных ситуациях:

  1. Была допущена ошибка уполномоченными работниками. То есть, сведения были ошибочно занесены. В этом случае запись будет быстро убираться.
  2. Суд вынес гражданину оправдательный приговор. Это является веским основанием для того, чтобы избавиться от метки о привлечении к уголовной ответственности.

Важно! Отметим, что даже при осуждении условно запись все равно делается в базе данных. Причем держаться она будет далеко не один год.

Еще раз выделим, что давность хранения уголовных дел составляет 25 лет. А вот с отметкой в базе данных дела обстоят еще серьезней. Там сведения хранятся пожизненно, потому как существует риск рецидива. Соответственно, важно знать, был ли конкретный человек ранее осужден.

Люди могут разве что попытаться аннулировать информацию через судебный орган. Но очистить свою репутацию возможно далеко не во всех случаях. Если кто-то предлагает за деньги убрать отметку, то это мошенники.

Реквизиты ходатайства

Если человек все-таки решил обратиться в суд, ему обязательно придется заполнить иск. Причем там должна быть важная информация, которая необходима для ведения дела. Разберемся, что именно следует написать.

Реквизиты:

  1. Сведения об истце, а также данные судебного органа.
  2. Основания для снятия отметки из базы данных.
  3. Просьба об устранении информации.
  4. Правовое обоснование позиции.
  5. Доводы, по которым должны принять положительное решение.
  6. Список приложенных документов.
  7. Дата составления иска и подпись.

Останется отнести ходатайство в суд и дождаться, пока его рассмотрят. После этого уже придется действовать в зависимости от полученного решения. Если человек с ответом будет не согласен, тогда можно будет его оспорить в законном порядке.

Источник: //ypravo.com/nakazanie/snyat-sudimost-i-udalit-iz-bazy.html

Как можно снять судимость | Коллегия адвокатов Филатов и партнёры

Можно ли убрать данные из справки о судимости при изменении или декриминализации статьи?

Совсем недавно в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство были внесены изменения существенным образом изменившие ответственности по ряду статей уголовного кодекса РФ, а если говорить точнее, вообще устраняющих уголовную ответственность за некоторые преступные действия.

Такой процесс, по признанию некоторых общественно опасных деяний и исключения их из перечня статей уголовного кодекса получил название – декриминализация.

Декриминализация – это признание того, что деяние не является общественно опасным и уголовно наказуемым (исключение деяния из уголовного закона).

Процесс декриминализации связан с отпадением общественной опасности деяния при сохранении его формально противоправности.

Ситуация, когда некое деяние не причиняет вреда обществу и не осознается большинством граждан (в том числе представителями правоохранительных органов), как преступное.

Привлечение к уголовной ответственности начинает расцениваться как проявление несправедливости, что в конце концов, приводит к отмене уголовно правового запрета.

В настоящее время законодатель идет по пути смягчения и гуманизации уголовного законодательства и ранее уже принимались федеральные законы, которые исключали из уголовного кодекса ряд статей, и переводили их в разряд административных правонарушений.

Вот и на этот раз законодатель решил, что ряд статей уголовного кодекса не несут в себе какой – либо серьезной общественной опасности, а если даже некоторые из статей уголовного закона не потеряли своего назначения о привлечении лиц к уголовной ответственности, то значительным образом снизили размер наказания за совершение указанных преступлений.

Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 г. № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно – процессуальный кодекс РФ по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности»  ст.

ст 158 УК РФ, 116 УК РФ,  157 УК РФ были декриминализованы с некоторыми оговорками, а также внесены ряд других изменении в статьи Уголовного кодекса улучшающие положение в отличие от ранее применяемых санкции статей. Так, например, по ч.1 ст. 158, ч. 1 ст.

159 УК РФ (кража) в настоящий момент можно привлекать к уголовной ответственности лицо, совершившее хищение свыше 2 500 рублей (вместо 1 000 рублей) в редакции старого закона. Причинение побоев ч. 1 ст.

116 УК РФ перешли в разряд административных правонарушений, если не были совершено только в отношении своих близких родственников и наконец, неплательщики алиментов, теперь также могут обойтись административным штрафом.

Какие же правовые последствия несут такие изменения в уголовном законе?

Согласно ст.

10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц отбывающих или отбывших наказание и имеющих судимость, кроме того если новый уголовный закон смягчает наказание, то наказание подлежит сокращению в пределах установленных новым законом.

Большое количество граждан получили возможность избежать уголовного наказания!

Таким образом, в настоящий момент большое количество граждан нашей страны получили возможность избежать уголовного наказания за ряд совершенных преступлении или же отделаться наименее строгим видом такого наказания, а другая категория граждан восстановить свое «честное» имя, устранив последствия привлечения к уголовной ответственности (снятие судимости).

Ни для кого не секрет, что биография испорченная  привлечением к уголовной ответственности, а уж тем более наличие судимости может закрыть навсегда «ворота» для работы в государственных учреждениях, а также множестве серьезных коммерческих организаций, которые часто подходят к вопросу собственной безопасности очень серьезно.

Как же данные изменения действуют на практике и как их применить для своего конкретного случая?

Ранее указанные моменты уже были частично озвучены и даны ответы судам по применению тех или иных положений, закрепленных статьей 10 УК РФ.

Итак, рассмотрим различные случаи применения нормы ст. 10 УК РФ в зависимости от стадий (временных отрезков).  

  1. Вариант первый, если декриминализация статей уголовного кодекса наступила после совершения преступления, но до момента возбуждения уголовного дела, то такое уголовное дело не может быть возбуждено, а доследственная проверка завершена вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, так как отпали правовые основания возбуждения уголовного дела, а именно за отсутствием основания предусмотренного уголовно-процессуальным законом.
  2. Второй из вариантов применения декриминализации, если она произошла после возбуждения уголовного дела, но до вступления приговора суда в законную силу. В таких случаях дело, находящееся в производстве правоохранительных органов и суда должно быть прекращено по основанию, предусмотренного ч. 2 ст. 24 УПК РФ, в связи с тем, что преступность и наказуемость этого деяния были устранены новым уголовным законом и с лица сняты все правовые последствия привлечения к уголовной ответственности.
  3. Третий вариант. Если декриминализация произошла после вступления приговора суда в законную силу, то суд, применяя новый уголовный закон, устраняющий преступность и наказуемость деяния должен освободить лицо от наказания со снятием судимости. Вопросы освобождения лица от наказания решаются в порядке предусмотренном гл. 47 УПК РФ по месту нахождения учреждения, исполняющего наказание.
  4. Четвертый вариант. Еще одним из вариантов применения положений ст. 10 УК РФ при декриминализации статей уголовного кодекса является ситуация принятия закона устраняющего преступность и наказуемость деяния после того как лицо отбыло назначенное ему наказание, но судимость к этому моменту еще не снята и не погашена. В таком случае судимость погашается с момента принятия нового закона устраняющего преступность деяния. Однако если лицо сталкивается с препятствием в реализации своих прав, таким как устройство на работу, или данная судимость учитывается при назначении наказания за вновь совершенное преступление, то такое решение может быть обжаловано в суд как незаконное в соответствующем порядке.
  5. Вариант пятый. Последним из вариантов является, если декриминализация ряда статей уголовного кодекса, которая может быть применена к лицу, произошла уже после отбытия наказания, а также погашения или снятия судимость по данному преступлению. В таких случаях ст. 10 УК РФ ограничивает распространение закона, которому может придаваться обратная сила, моментом погашения, снятия судимости, поскольку с этого времени устраняются все неблагоприятные последствия осуждения. Таким образом, пересмотр приговора возможен до погашения или снятия судимости. Данной позиции придерживается Верховный суд РФ.

Таким образом, Большаков Илья уголовный адвокат коллегии адвокатов «Филатов и партнеры» рассмотрел варианты применения ст. 10 УК РФ при различных стадиях (временных отрезках) относительно внесения изменений в уголовный кодекс улучшающих положение лица.

Хотелось бы обратить внимание, что мы остановили свое внимание, только на самых распространенных составах, которые наиболее часто затрагивают регулирование общественных отношений и применяются на практике.

Внесение изменений задело и ряд других статей, которые выразились большей частью снижением размера наказания (санкция статьи) за то или иное преступление.

Таким образом, если провести простое сравнение санкции статьи, действовавшей до внесения изменений и новой редакцией, и если размер наказания в новой редакции ниже или же появляются иные альтернативные наказания, улучшающие положение осужденного.

В данных случаях также будет действовать принцип обратной силы закона и решения судов подлежат пересмотру в предусмотренном законе порядке.

Что необходимо сделать для пересмотрения приговора?

Для того, чтобы пересмотреть приговор или прекратить уголовное преследование необходимо лично или через адвоката обратиться в суд о пересмотре судебных решений.

После чего суд, рассмотрев ваше обращение, применит в отношении вас те или иные последствия, пересмотра/приведение в соответствие судебных решений в связи с вступлением в силу нового закона, улучшающего положение осужденного/привлекаемого к ответственности лица.   

Адвокаты коллегии адвокатов «Филатов и партнеры» проконсультируют Вас по данным вопросам и помогут правильно составить и подать документы для отмены приговора и снятия судимости.

Телефон: (351)200-36-03

Адрес: г. Челябинск, пр. Ленина, 33.

Источник: //advchel.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE-%D1%81%D0%BD%D1%8F%D1%82%D1%8C-%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/

Новый закон поможет очистить биографии миллионов судимых людей

Можно ли убрать данные из справки о судимости при изменении или декриминализации статьи?

Правоведы предлагают разработать процедуру, как будут очищаться анкеты некогда судимых людей в случае принятия поправок в Уголовный кодекс, смягчающих систему наказаний.

По мнению экспертов, чтобы будущие правила заработали, потребуется в том числе изменить формат справок о судимости, которые выдает людям МВД. Также нужна процедура, по которой судимые много лет назад люди смогут обменять старые справки с пятнами на новые – без пятен. При условии, что их истории будут попадать под действие нового закона.

Напомним, в конце прошлого года Верховный суд России внес в Госдуму пакет законопроектов с предложениями изменить систему наказания за нетяжкие преступления.

Пожалуй, центральная идея проекта – освобождать от уголовной ответственности людей, которые совершили преступление впервые, раскаялись и компенсировали ущерб. Если три условия сошлись, судимости у человека не будет.

Но ему назначат “меры уголовно-правового характера”: любое наказание, кроме лишения свободы.

ВС РФ разрешил расширять список смягчающих обстоятельств для подсудимых

До этого инициатива была поддержана главой государства. Сейчас Госдума готовит законопроект к первому чтению. Если закон будет принят, то он по всем правилам получит и обратную силу. Ведь закон, улучшающий положение человека, распространяется и на прошлое.

Сторонники проекта не раз заявляли, что одна из целей – не ставить клеймо судимости на случайно оступившегося человека.

Справка с пятном калечит жизнь хуже, чем тюрьма. Из тюрьмы еще можно выйти. А со справкой о судимости человек до конца дней будет неполноценным. Хорошая работа, успешная карьера – это не для него.

Профессор кафедры уголовного права Университета имени Кутафина, доктор юридических наук Иван Клепицкий напомнил “РГ”, что несколько лет назад были приняты поправки в Трудовой кодекс, запрещающий гражданам, имеющим судимость по целому ряду статей, выполнять трудовые функции, связанные с оказанием услуг несовершеннолетним. В первую очередь запрет коснулся лиц, занимающихся педагогической деятельностью. Не только преподавать в школе, но и вести детский кружок судимым нельзя. Ни шахматный, ни художественный, никакой.

Однако этим дело не ограничилось. Табличку “нельзя” для судимых повесили везде, где труд так или иначе может быть связан с несовершеннолетними.

Скажем, в любую больницу может попасть 17-летний молодой человек. Значит, даже медсестер с судимостью нигде быть не должно. В коммерческие зубные клиники сегодня часто водят маленьких детей.

Поэтому стоматолог, попавший в неприятную историю, обязан забыть о стоматологии.

Как рассказывают юристы, круг лиц, на которых распространяется запрет, широк. Человек, совершивший по неосторожности ДТП или превысивший пределы необходимой обороны и покалечивший напавшего на него хулигана, не сможет работать даже клоуном в цирке. Так как заведения культуры тоже в запретном списке.

Из-за одной ошибки или даже случайности даже приличный член общества официально становится изгоем. А это, без преувеличения, миллионы людей. Куда им податься? Грабить и воровать? Не вариант, хочется верить.

КС РФ запретил увольнять пожарных только за факт судимости

По словам экспертов, после принятия закона, был изменен и формат справки о судимости МВД.

Теперь там указываются и данные даже о закрытых делах, прекращенных по нереабилитирующим обстоятельствам. Скажем, по амнистии, примирению сторон и прочее. То есть человек в принципе виноват, но по каким-то причинам не был наказан.

Если законопроект Верховного суда будет принят, сведения о том, что человек привлекался к уголовной ответственности, все равно окажутся в справке. И пятно останется. Ведь с точки зрения работодателя – самого обычного начальника, как и все, не желающего лишних проблем, – будет не важно, судимый перед ним кандидат или только привлекавшийся.

Легче сказать “прощай”, чем заглянуть в раскаявшуюся душу. Поэтому эксперты полагают, что потребуется изменить и форму справки МВД.

Как рассказали “РГ” в Палате молодых законодателей при Совете Федерации, представители палаты подготовят соответствующие замечания на законопроект, который сейчас как раз отправлен в рассылку для сбора отзывов.

Палата также намерена обратиться в научно-консультативный совет при Верховном суде России с просьбой детально разъяснить, как будет применяться обратная сила закона. Некоторые ученые-правоведы считают, что прошлую судимость сбросить со счетов невозможно.

Как рассказал в беседе с “РГ” Иван Клепицкий, если человек уже отсидел срок по статье, которую потом смягчили или вовсе убрали из УК, то ничего не изменишь.

Или, допустим, объявляется амнистия, и под нее мог бы попасть осужденный, только-только выплативший штраф, но – все, наказание исполнено, деньги назад не вернут. Точно также, по его словам, и с судимостью: раз она есть, она есть, и никуда не деться. Тем не менее, вопрос не закрыт.

Уголовное наказание за незначительные преступления отменят

“В Уголовном кодексе специально предусмотрены институты снятия и погашения судимости, чтобы снять с человека все ограничения, связанные с судимостью, – говорит заместитель председателя Палаты молодых законодателей при СФ Николай Бурматов.

– проблема в том, что, например, трудовое законодательство, нормы избирательного права и т.п. начинают использовать судимость гражданина, даже снятую и погашенную, как основание в ограничении его прав. Поэтому в первую очередь нужно говорить о правильном применении уже действующих законов.

Что же касается предлагаемого законопроекта, то в данном случае речь о том, чтобы избавить человека от неприятных последствий, связанных с судимостью, если его случай попадает под действие нового закона, А это не то же самое, что вернуть годы, проведенные в тюрьме. Это реальная вещь.

Поэтому при работе над законопроектом нужно учитывать соответствующие положения Трудового кодекса.

Возможно, и там потребуются какие-то изменения. Также и научное сообщество, и законодатели должны разработать порядок, как после вступления в силу закона (если он будет принят) улучшить положение тех, кто ранее был судим при обстоятельствах, указанных в этом законе. Снимать ли с них судимость, выдавать ли новые справки, все это требует проработки”.

Кстати, в прошлом году поправки в Трудовой кодекс несколько смягчили правила. Если дело человека было закрыто по нереабилитирующим обстоятельствам, то его могут допустить к запретной работе с разрешения комиссии по делам несовершеннолетних. Но чиновники – люди априори осторожные. Получить от них такие разрешения, по мнению экспертов, задача практически нереальная.

Источник: //rg.ru/2016/01/27/bio.html

Разъяснения по вопросу: «Почему в случае снятия судимости в связи с декриминализацией деяния

Можно ли убрать данные из справки о судимости при изменении или декриминализации статьи?

Разъяснения по вопросу: «Почему в случае снятия судимости в связи с декриминализацией деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, данные о ней не удаляются из банков данных МВД России и отражаются в справках о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям?»

Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ “О полиции”, установлено, что внесению в банки данных подлежит информация в том числе о лицах, осужденных за совершение преступления.

Согласно части 8 статьи 17 Федерального закона “О полиции” персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

Необходимость обработки подобных персональных данных граждан, связанных с фактами уголовного преследования, обусловлена требованиями законодательства Российской Федерации.

Так, абзацем седьмым статьи 65 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК) установлено, что при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю, в том числе, справку о судимости при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с данным кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

//www.youtube.com/watch?v=ETyQj0kdRaM

В частности, согласно абзацу третьему части второй статьи 331 ТК к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей данной статьи.

Ограничения определенного вида трудовой и предпринимательской деятельности, к которой в соответствии с действующим законодательством не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, также предусмотрены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

Таким образом, с учетом правовой основы деятельности и в целях выполнения установленных законодательством Российской Федерации требований полиция обязана осуществлять обработку персональных данных граждан, связанных с фактами уголовного преследования. При этом обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных (часть 7 статьи 17 Федерального закона “О полиции”).

Согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от 23 мая 2016 г.

N АКПИ16-263 обработка данных об имевшейся судимости, включая их хранение для определенных и законных целей, осуществляется на законной и справедливой основе, обеспечивает точность персональных данных, их достаточность, актуальность по отношению к целям обработки персональных данных, следовательно, соответствует принципам обработки персональных данных, закрепленным в статье 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ “О персональных данных”.

Кроме того, из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации следует, что изменение уголовного законодательства Российской Федерации, не предусматривающего в настоящее время правового основания для соответствующего уголовного преследования в отношении конкретного гражданина, не означает, что информация о таких лицах и фактах уголовного преследования подлежит уничтожению (решение от 13 октября 2015 г. N АКПИ15-1051).

МВД России с учетом установленной законодательством Российской Федерации компетенции осуществляет лишь обработку персональных данных в виде совершения действий по предоставлению имеющейся в банке данных информации о факте судимости и уголовного преследования.

Оценку предоставляемых МВД России сведений осуществляют органы и организации, уполномоченные принимать решение о допуске к трудовой или иной деятельности. Законность и обоснованность данной позиции подтверждена Верховным Судом Российской Федерации (решение от 4 июля 2017 г.

N АКПИ17-287).

Между тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, согласно части второй статьи 54 Конституции Российской Федерации и конкретизирующей ее статье 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость (например, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. N 4-П, от 18 июля 2013 г. N 19-П, от 11 ноября 2014 г. N 29-П).

Из правового смысла абзаца второго пункта 7 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2013 г.

N 19-П следует, что совершение деяния, которое впоследствии утратило уголовно-правовую оценку в качестве преступного, не может служить таким же основанием для установления ограничения трудовых прав, как совершение преступления.

Это требование распространяется на все декриминализованные деяния независимо от времени их совершения и на всех лиц.

При этом решение об отказе в допуске к трудовой или предпринимательской деятельности, в том числе не учитывающее новый уголовный закон, устраняющий или смягчающий уголовную ответственность, во всех случаях принимается работодателем либо другим органом, осуществляющим допуск указанных лиц к трудовой или предпринимательской деятельности, и может быть оспорено в судебном порядке (решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. N АКПИ15-1051, апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 января 2016 г. N АПЛ15-591).

Источник: //64.xn--b1aew.xn--p1ai/pravoinform/voprosi6/item/15091800

Юрист Михеев