Может ли медицинская организация осуществлять услуги не по адресу, указанному в лицензии?

Последствия осуществления медицинской деятельности без лицензии: наказания не избежать!

Может ли медицинская организация осуществлять услуги не по адресу, указанному в лицензии?

Контролирующими органами, осуществляющими присмотр за работой организаций здравоохранения, соответствию их действий с полученной лицензией, являются Федеральная служба по надзору, а также уполномоченные органы субъектов Российской Федерации.

Нормативно-правовая база

Ревизионные органы регулярно проводят запланированные и внеплановые походы по медицинским учреждениям либо к лицам, работающим в частном порядке. Их деятельность основывается на таких законодательных актах:

Информация! За несоответствие при работе требованиям полученной лицензии или ее отсутствием как таковой, имеются административная ответственность и уголовная.

Административная ответственность и штрафы за оказания услуг при отсутствии разрешения

Частные лица, включая компании коммерческого и некоммерческого типа, работающие в медицинской сфере, при отсутствии лицензирования будут подвергаться привлечению к ответственности посредством административных взысканий, регламентированных статьями Кодекса об АП РФ № 14.1, 6.2, 19.20.

Часть вторая ст. 14.1 Кодекса об АП РФ гласит, что нелицензированное предпринимательство наказывается штрафными санкциями:

  • от двух до двух с половиной тыс. руб. для физических лиц, включая конфискацию рабочего инструмента, продукции и имеющегося сырья;
  • от четырех до пяти тыс. руб. в отношении должностных лиц, включая конфискацию рабочего инструмента, продукции и сырья;
  • для юридических лиц порядка 40 – 50 тысяч рублей с конфискацией рабочего инструмента, продукции и сырья.

Справка! При наложении штрафа изъятие имущества по обязательному принципу не производится, а осуществляется по усмотрению уполномоченных органов.

О том, как проверить лицензию на медицинскую деятельность самостоятельно любого учреждения, можно узнать в статье по ссылке.

Ведение деятельности при отсутствии соответствующей лицензии Росздравнадзора, позволяющей ее осуществлять, влечет за собой применение следующих штрафных санкций:

  • административное взыскание на сумму между тридцатью и пятьюдесятью тысячами российских рублей в отношении должностных лиц или введение ограничения на право работать сроком на 1-3 года;
  • для обычных граждан – 500 – 1 000 руб.;
  • для лиц, ведущих деятельность предпринимателя без официальной регистрации статуса юридического лица, санкции составляют 30 – 40 тыс. рублей или осуществляется остановка их работы на 90 дней;
  • 170 000 – 250 000 рублей или запрет на трудовую деятельность до девяноста дней.

Негрубые нарушения

Ч. 2 ст. 19.20 и ч. 3 ст. 14.1 из Кодекса об АП определяют ответственность за неправомерную медицинскую практику, заключающуюся в наложении штрафных санкций:

  • для граждан они равны 1,5 – 2 тысячам рублей;
  • для должностных лиц предполагаются в сумме 3 000 – 4 000 руб.;
  • по отношению к юридическим лицам штраф будет равняться 30 000 – 40 000 руб.

Помимо незначительных нарушений лицензионной деятельности имеются и «грубые», заключающиеся в неисполнении лицензиатом условий, утвержденных пунктами 4 и 5 Постановления № 291 и совершении действий, несущих определенные последствия, указанные в части 11 статьи 19 законопроекта «О лицензировании».

Грубые нарушения

Согласно ч. 4 ст. 14.1, ч. 3 ст. 19.20 Кодекса об АП, грубые нарушения наказуемы штрафными взысканиями:

  • от четырех тысяч рублей до восьми или остановкой деятельности на 90 дней для лиц, занимающихся предпринимательством без официальной регистрации;
  • 5 000 – 10 000 руб. для должностных лиц;
  • 100 000 – 200 000 руб. либо приостановкой работы на 90 дней для юридических лиц.

Внимание! Наказание в некоторых случаях не ограничивается штрафными санкциями.

Уголовная ответственность

Согласно статье 171 и статье 235 Уголовного Кодекса РФ, если нелицензированная работа медика или организации привела к крупному ущербу гражданину либо была направлена на получение масштабного дохода, размеры которого утверждены статьей 169 УК РФ, последует наказание в виде:

  • принудительных работ сроком от 180 до 240 часов;
  • ареста на период от четырех месяцев до полугода;
  • тюремного срока, равного пяти годам.

Уголовное наказание несут в основном руководители организаций. Иногда оно может дополняться административными штрафами, если так сочтут нужным компетентные органы.

Во избежания проблем с законом, рекомендуем Вам получить необходимые для работы медицинские лицензии:

Нарушая требования лицензионного соглашения либо работая и вовсе без него, работодатель рискует расплатиться за это большим штрафом либо лишением свободы на некоторый срок.

Источник: //znaipravo.com/litsenzirovanie/v-biznese/poluchenie-litsenzii/litsenziya-roszdravnadzora/med-deyatelnost-bez-litsenzii.html

Основания для переоформления лицензии на медицинскую деятельность

Может ли медицинская организация осуществлять услуги не по адресу, указанному в лицензии?

Часть 4 ст. 9 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту — Закон о лицензировании) предусматривает, что по общему правилу выданная лицензия на осуществление медицинской деятельности действует бессрочно.

Тем не менее, существуют случаи, когда переоформление лицензии на осуществление медицинской деятельности необходимо (ст. 18 Закона о лицензировании).

Существует два порядка переоформления лицензии — в зависимости от конкретного основания процедура согласования может быть простой и сложной.

Простая процедура предполагает сокращенный список подаваемых в лицензирующий орган документов. Решение о переоформлении принимается по итогам документальной проверки и в относительно сжатые сроки.

Сложная процедура предполагает подачу расширенного пакета документов, практически как при получении лицензии впервые. Вдобавок обязательно состоится внеплановая выездная проверка лицензирующего органа. Срок принятия решения о переоформлении медицинской лицензии, соответственно, увеличен.

Цель настоящей статьи разграничить основания переоформления по видам процедур, а кроме того, ознакомить читателя с особенностями правоприменения некоторых из них.

Дело в том, что законодательно утвержденного образца заявления на переоформление медицинской лицензии в настоящее время не существует. Уполномоченные государственные органы утверждают свои формы, в которых зачастую искажаются формулировки, а иногда и смысл законодательных установлений.

Бывает, что в регионе попросту нельзя переоформить лицензию по одному из существующих оснований, так как ни в одной из форм заявлений оно не фигурирует. Ниже проиллюстрируем эти казусы на примерах, но для начала озвучим причины переоформления в точном соответствии с формулировками закона.

Основания для применения простой процедуры переоформления лицензии

Простая процедура переоформления медицинской лицензии проводится в случае:

  • реорганизации юридического лица в форме преобразования;
  • реорганизации юридического лица в форме слияния; Только при условии, что у каждой организации, участвующей в слиянии, на дату государственной регистрации правопреемника имеется лицензия на соответствующий вид деятельности (ч. 6 ст. 18 Закона о лицензировании).
  • изменения наименования юридического лица;
  • изменения адреса места нахождения юридического лица;
  • изменения места жительства, имени, фамилии и отчества (в случае если имеется) индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  • изменения адреса места осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности при фактически неизменном месте осуществления деятельности;
  • прекращения деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест осуществления деятельности, указанным в лицензии;
  • прекращения выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
  • истечение срока действия лицензии (п. 15 ст. 100 ФЗ № 323 новые лицензии выдаются бессрочно, а выданные до 2012 года действуют до срока в них указанного).

Основания для применения сложной процедуры оформления лицензии

Сложная процедура переоформления медицинской лицензии применяется в связи с:

  • намерением лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии;
  • намерением лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Изменение адреса

Для целей лицензирования имеют значение два адреса лицензиата (в случае, если они не совпадают):

  • адрес местонахождения юридического лица (юридический адрес) или, соответственно, место жительства индивидуального предпринимателя;
  • фактический адрес оказания медицинских услуг.

Если просто сменился юридический адрес организации, который не совпадает с фактическим, то переоформление проходит в упрощенном порядке.

При смене фактического адреса оказания медицинских услуг (при переезде клиники в другое место), разумеется, применяется сложная процедура переоформления.

Бывает, что переименован адрес, но по факту медицинские услуги оказываются на прежнем месте, в таком случае переоформить лицензию можно в ускоренном режиме по итогам проверки документов.

Прекращение оказания медицинских услуг по одному адресу или нескольким адресам сразу также фиксируется в лицензии в рамках простой процедуры.

Как уже упоминалось выше, в формах заявлений лицензирующие органы иногда замысловато трактуют вышеприведенные основания, к этому нужно быть готовым.

Например, перенаименование адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности может превратиться в изменение адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности при фактически неизменном месте осуществления деятельности.

Изменение перечня видов работ (оказываемых услуг)

Количество видов работ (услуг), предусмотренных лицензией, может меняться в силу разных причин.

Клиника может прекратить оказывать определенные услуги, или добавить к списку новые.

Исключить услугу из списка можно по простой процедуре переоформления, а вот добавить новую, разумеется, возможно, только сложным путем.

Переоформление лицензии в связи с изменением законодательства

Принятие важных для отрасли нормативов может повлечь необходимость переоформления лицензии на медицинскую деятельность, так как работа (услуга) окажется неадекватно проименована в лицензии.

Именно такую ситуация создалась с принятием нового Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и ряда подзаконных актов, например, нового Положения о лицензировании медицинской деятельности.

Новая классификация видов медицинской помощи

Статья 32 ФЗ № 323 ввела новую классификацию видов медицинской помощи, условий и форм их оказания.

Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

  • вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
  • амбулаторно, в том числе на дому при вызове медицинского работника;
  • в дневном стационаре;
  • стационарно.

Формами оказания медицинской помощи являются:

  • экстренная — при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях, представляющих угрозу жизни пациента;
  • неотложная — при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях без явных признаков угрозы жизни пациента;
  • плановая — при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи.

Новый перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности

Положение о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, содержит новый Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Он отличается от Перечня работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, установленного ранее действовавшим Положением о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30).

Новые требования к организации и выполнению работ (услуг) в рамках оказания медицинской помощи

Вышеприведенные законодательные новшества нуждались в четком алгоритме их реального воплощения, в первую очередь для целей лицензирования. В этой связи был издан Приказ Минздрава России от 11.03.

2013 № 121н «Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях».

После вступления в законную силу данного норматива окончательно сложилась законодательная база, предусматривающая механизм для лицензирования медицинской деятельности в новых условиях.

на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Какие работы (услуги) считаются новыми для целей лицензирования?

Тяжелее всего разобраться в хитросплетениях законодательных инициатив лицензиатам, чья разрешительная документация была выдана на основе утративших силу нормативов. Надо ли переоформлять лицензию, если наименования услуг по новому нормативу не изменились или изменились частично?

Органу исполнительной власти пришлось давать подробные разъяснения относительно порядка и сроков переоформления лицензий, а также четко обозначить случаи, когда возникает такая необходимость, в целях формирования единой правоприменительной практики.

В Письме Минздрава России от 23.07.

2013 № 12-3/10/2-5338 «О некоторых вопросах оказания гражданам лечебно-профилактической помощи» разъяснено, что частью 15 статьи 100 ФЗ № 323 установлено переходное положение, согласно которому лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные до 1 января 2012 года медицинским организациям, не подлежат переоформлению в связи с изменением классификации видов медицинской помощи и перечня оказываемых услуг, установленного положением о лицензировании медицинской деятельности, и действуют до истечения указанного в них срока.

Новыми работами (услугами) являются лишь работы (услуги), которые перечислены в приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности и которые лицензиат намерен осуществлять, но они не указаны в имеющемся у лицензиата приложении к лицензии.

При этом следует учитывать, что в некоторых случаях также не следует относить к новым работам (услугам) те работы (услуги), наименования которых частично изменены новым Положением о лицензировании медицинской деятельности.

Особенности переоформления лицензий с истекшим сроком действия

Переоформление лицензии с стекшим сроком действия фигурирует в заявлении на простую процедуру, если речь идет о требованиях лицензирующих органов Москвы и, например, Амурской области. Но, как уже упоминалось, от региона к региону ситуация может измениться.

Например, в формах заявлений на переоформление лицензии, применяемых в Московской области, такого основания не найти в принципе, и этот регион не единственный, кто решил воспользоваться ситуацией и создать медицинским организациям дополнительные сложности.

Клиникам, которым «посчастливилось» вести деятельность на таких территориях, в нарушение норм Закона о лицензировании, придется получать новую лицензию или искать какое-то иное основание для ее переоформления.

Примеры из форм заявлений

И снова несколько примеров, как вышеприведенные основания могут быть сформулированы в формах заявлений:

  • внесение изменений в перечень выполняемых работ (услуг), оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности — прекращение выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
  • намерение лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности — намерение выполнять новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность;
  • внесение изменений в перечень выполняемых работ (услуг), оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности — истечение срока действия лицензии (лицензий), на виды деятельности, наименования которых изменены или окончание срока действия лицензии (как уже было сказано выше, такое основание для переоформления лицензии есть далеко не во всех регионах РФ).

Осуществление деятельности до переоформления лицензии

До переоформления лицензии организация и индивидуальный предприниматель вправе продолжать осуществлять лицензируемый вид деятельности во всех случаях, указанных в ч. 1 ст. 18 Закона № 99-ФЗ, за исключением следующих (ч. 2 ст. 18 Закона № 99-ФЗ):

  • ведения лицензируемой деятельности не по адресу, указанному в лицензии;
  • начала осуществления видов работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, но в лицензии не указанных;
  • реорганизация юридического лица в форме преобразования. В данном случае заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые документы должны быть поданы в лицензирующий орган не позднее чем через 15 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ (ч. 5 ст. 18 Закона № 99-ФЗ). В течение этого срока (15 рабочих дней) организация вправе продолжать осуществлять лицензируемый вид деятельности. Отметим, что для случая реорганизации в форме слияния такая возможность (осуществлять лицензируемый вид деятельности в течение 15 рабочих дней после внесения изменений в ЕГРЮЛ) Законом № 99-ФЗ не предусмотрена.

Можно сделать вывод, что регламентированного срока для переоформления медицинских лицензий не установлено, за вышеуказанными исключениями. Старый ФЗ-128 от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» в этом смысле был гораздо строже: не переоформленная в жестко установленный срок лицензия считалась недействительной со всеми вытекающими последствиями.

Источник: //kormed.ru/baza-znaniy/otkrytie-i-licenzirovanie/pereoformlenie-licenzii-na-medicinskuyu-deyatelnost/osnovaniya-dlya-pereoformleniya-litsenzii-na-meditsinskuyu-deyatelnost/

Когда необходима лицензия на медицинскую деятельность?

Может ли медицинская организация осуществлять услуги не по адресу, указанному в лицензии?

Бизнес, связанный с медициной, бесспорно, один из самых сложных. В руках таких организаций здоровье и даже жизнь пациента, поэтому государство так жестко регламентирует их деятельность, в частности, сложной процедурой оформления лицензии. И хотя бюрократических проволочек не каждому удается избежать, безопасность граждан важнее.

Лицензирование в этой сфере проводят на основании Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»; (исключая лечебные услуги соответствующих организаций инновационного центра «Сколково») (Постановление N 291 Правительства РФ ).

Лицензия на осуществление медицинской деятельности ─ это особое разрешение на возможность занятия конкретным видом деятельности. Чтобы медицинская структура получила такой документ, она обязана соответствовать многочисленным условиям и требованиям.

Прежде всего, это соблюдение в своей работе законов РФ, а также санитарно-гигиенических и экологических норм. К лечебным учреждениям предъявляют специфические требования, заключающиеся, прежде всего, в строгом соответствии квалификации сотрудников выбранной сфере деятельности.

Для каждого вида врачебной практики, который подлежит лицензированию, надо получать отдельный документ.

Перечень видов деятельности в сфере медицины, для которых необходимо такое разрешение, определен законодательством РФ, поэтому каждому руководителю, принявшему решение заниматься бизнесом в общемедицинской сфере, изначально надо убедиться, что она не попадает в перечень для подтверждения своих профессиональных прав. Если организации выдана лицензия на врачебную деятельность, она может оказывать услуги в любом субъекте РФ, перед началом работы надо уведомить об этом соответствующие органы.

В настоящее время в соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона, лицензия на медицинскую деятельность — бессрочная. Лишить такого права можно только при определенных непредвиденных ситуациях или после закрытия учреждения.

В каких случаях необходим документ?

В соответствии с п.3 Положения о медицинских лицензиях проходить эту процедуру в обязательном порядке должны учреждения, предоставляющие следующие услуги:

  1. Медико-санитарная первичная, специализированная помощь.
  2. Скорая помощь (включая специализированную).
  3. Паллиативная медпомощь, санаторно-курортное лечение.
  4. Проведение экспертиз, медосмотров, освидетельствований.
  5. Санитарно-противоэпидемические мероприятия.
  6. Пересадка тканей и органов.
  7. Работа с лечебными целями с донорской кровью и ее препаратами.

Следовательно, если работы, предоставляемые фирмой, попадают в этот Перечень, учреждение обязано получить гослицензию на право заниматься лечебной деятельностью.

Иногда организации, не являющиеся медучреждениями с точки зрения законодательства, оказывают населению услуги прокола ушей, массажа, пирсинга, перманентного макияжа без соответствующей лицензии. В Перечне работ подобные услуги причислены к медицинским, а, значит, подлежащим авторизации.

В письме ФФОМС № 282/30-4/и есть разъяснение: лицензия на оказание медицинских услуг в силу особенностей правового статуса не нужна страховым организациям, контролирующим качество врачебной помощи.

Как происходит получение лицензии на медицинскую деятельность? Приглашаем посмотреть короткий видеоролик.

Требования для лиц, желающих получить лицензию на медицинскую деятельность

При оформлении медицинской лицензии, как и любой другой, претенденту перед подачей заявления надо убедиться, что он соответствует лицензионным требованиям (п. 4 и п. 5 Положения).

В числе таких требований:

  1. Наличие у претендента (на праве собственности или на других законных основаниях) здания или помещений для оказания заявленных работ, соответствующих разработанным нормативам.
  2. Наличие у ИП или компании условий для оказания выбранных услуг — медицинского оборудования, инструментов, приборов, документов и различных разрешений на использование технологий.
  3. Наличие у руководителя организации соответствующего медицинского образования (в том числе и сертификата специалиста) и стажа работы по выбранному профилю не менее двух лет.
  4. Наличие сотрудников с профильным образованием, которые соответствуют определенным требованиям, в частности раз в 5 лет все работники фирмы проходят переподготовку для повышения квалификации.
  5. Соблюдение порядка предоставления врачебной помощи, установленного порядка контроля качества и безопасности деятельности, порядка оказания платных общемедицинских услуг.

Этот порядок предоставления медпомощи на основании ч.2 ст. 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья» утверждают федеральные органы.

Проверки перед выдачей

Если решение принято, лицензирующий орган должен провести проверку, насколько соискатель и его ресурсы соответствуют разработанным требованиям.

Для этого компетентный орган проводит ряд проверок — сверяют достоверность сведений из заявления соискателя и других документов, а также внеплановые проверки состояния помещений, технических средств, оборудования и наличия квалифицированных работников для предоставления услуги. Процедуру таких проверок с органами прокуратуры не согласовывают (ч. 2 ст. 19 Закона о лицензировании).

Госструктуры обязаны определиться с решением в 45-тидневный срок со времени подачи пакета документов.

 Если каких-то справок в пакете не хватает, срок отсчитывают только с момента укомплектования перечня всех требуемых деловых бумаг.

Если претендент представил не полный перечень документов или заявление, заполненное с ошибками, в течение 30 дней ранее поданный комплект возвращают претенденту.

Если органом установлено несоответствие потенциального владельца разрешения лицензионным требованиям или в заявлении и утвержденном списке деловых бумаг выявлены искаженные или недостоверные факты, лицензирующий орган отказывает в выдаче права на выбранный вид деятельности. Если нарушений не найдено, государственные органы готовят разрешение для соискателя.

Документы ─ специфика получения гослицензии

На выдачу разрешения надо собрать определенные документы, и в первую очередь, ─ это заявление с указанием организационной формы своего учреждения. Если заявление подает ИП, то он должен предоставить всю значимую о себе информацию. Здесь же указывается и вид деятельности. Заполняют заявление строго по утвержденной форме.

Лицензия на медицинские услуги выдается, если предоставлены копии учредительных документов и санитарно-эпидемиологического заключения. Сюда же можно отнести и ксерокопию свидетельства постановки на учет. Перед подачей документов надо уплатить соответствующий сбор, приложив квитанцию к подготовленному пакету справок.

Последним решающим будет подтверждающий документ о том, что ИП и его сотрудники соответствуют утвержденным требованиям ─ образование и опыт работы.

Все перечисленные копии заверяются у нотариуса, если для сверки в компетентные органы будут предоставляться оригиналы, можно копии не заверять.

Органы, выдающие лицензию, не уполномочены требовать от претендентов других справок, кроме предусмотренных законодательством РФ.

Стоимость лицензии на медицинскую деятельность для ИП или фирма зависит от размера пошлины, которую уплачивают перед подачей документов:

  • за рассмотрение заявления ─ 300 руб.;
  • непосредственно за разрешение — 1000 руб.;
  • за переоформление — 100 руб.

Реквизиты для оплаты госпошлины размещены на сайтах органов, где оформляют разрешение, эта информация есть и на информационных стендах в их помещениях. Уведомление о результатах отправляют заказным письмом или вручают лично.

При отказе госслужащий обязан письменно указать обоснованные ссылками на законы причины. Если принято положительное решение, можно забрать свою лицензию в ближайшие три дня и уже на следующий день после выдачи начинать законную деятельность.

Подача документов

Лицензия на медицинскую деятельность: кто выдает? Лицензированием занимаются государственные органы, по медицинским вопросам ─ это Федеральная служба по надзору в области здравоохранения. Компетентный орган определяет вид деятельности, а также претендента на получение лицензии.

Вопросами выдачи разрешений занимаются:

  1. Федеральная служба (Росздравнадзора) (территориального органа) ─ для медицинских организаций, подконтрольных структурам исполнительной власти; организаций, предоставляющих высокотехнологичную врачебную помощь.
  2. Органов исполнительной власти ─ для медицинских структур, предоставляющих высокотехнологичную лечебную помощь, а также ИП.

При оформлении лицензии Роздравнадзором форму заявления регламентирует Приказ Росздравнадзора «Об утверждении форм документов, применяемых для лицензирования». Если документ выдает орган исполнительной власти, предварительно необходимо узнать, кто конкретно уполномочен для оформления разрешений такого профиля и форму такого заявления уточнять на месте.

В самом лицензирующем органе надо узнавать, подавать ли заявление по адресу расположения фирмы (регистрации ИП) или по месту работы. Комплект документов предоставляют лично или отправляют заказным письмом с уведомлением. Если комплект бумаг подается представителем или ИП, надо подготовить для них доверенность. Это условие обозначено в бланке описи документов.

Пакет справок принимается госслужащими по описи, копия с помеченной датой приема выдается взамен документов либо отправляется заказным письмом.

Основания для отказа:

  • недостоверная или неточная информация в поданных документах;
  • несоответствие претендента лицензионным требованиям по итогам предварительной проверки.

Решение об отказе оформляют приказом лицензирующего органа.

Претенденту его вручают лично в течение ближайших 3-х дней (или отправляют заказным письмом уведомление об отказе) с мотивированным обоснованием причин со ссылкой на соответствующие нормы законодательства.

Если основание для отказа ─ несоответствие претендента установленным требованиям, в уведомлении указывают реквизиты акта проверки.

Если фирме или ИП отказано в выдаче разрешения или претендент уверен в своих документах и своем соответствии всем требованиям либо лицензия не выдана в 45-тидневный срок, действия компетентных органов можно обжаловать в суде или в административном порядке в течение 3-х месяцев.

Нарушение сроков (или неправомерный отказ) предоставления госуслуги грозит чиновнику административной ответственностью в виде штрафа в 3 — 5 тысяч руб., а требование дополнительных документов или доплаты ─ штраф 5-10 тысяч руб..

Наказание за врачебную практику без лицензии

Государством предусмотрено административное наказание (ч. 2 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях до 50 тысяч руб. с конфискацией имущества), или уголовная ответственность (ст. 171 и ст.235 УК РФ) за осуществление врачебной деятельности без лицензии.

Административную ответственность устанавливают в виде штрафов:

  • гражданам — 2 – 2,5 тыс. руб.;
  • руководителям (в том числе ИП) — 4- 5 тыс. руб.

Если деятельность организации неприбыльная, отсутствие лицензии грозит штрафом:

  • гражданам — 500- 1000 руб.;
  • руководителям — 30-50 тысяч руб. (или дисквалификация до 3-х лет);
  • ИП — 30- 40 тысяч руб. (запрет на врачебную практику на срок до 90 суток);
  • юридическим лицам — 170- 250 тысяч руб. (или запрещение на медпрактику до 90 суток).

Уголовную ответственность устанавливают, если деятельность нанесла серьезный ущерб людям либо связана с получением солидной прибыли.

Виды наказаний:

  • штраф до 300 тыс. руб. или в объеме зарплаты до 2-х лет;
  • обязательные работы ─ до 480 час.;
  • арест ─ до 6 мес..

Если к уголовной ответственности гражданин привлекается впервые, возможно и освобождение, если:

  • возмещен причиненный ущерб и перечислена в бюджет денежная компенсация, эквивалентная пятикратной сумме ущерба;
  • перечислена полученная прибыль и денежная компенсация, приравненная к пятикратной сумме дохода.

Если в преступлении обвиняют организованную группу, наказанием может быть:

  • штраф ─ 100- 500 тысяч руб. или зарплата за 1-3 года;
  • обязательные работы ─ до 5 лет;
  • ограничение свободы ─ до 5 лет плюс штраф до 80 тысяч руб..

Если работа без лицензии вызвала причинение вреда здоровью по неосторожности, меры наказаний:

  • штраф ─ до 120 тысяч руб.;
  • ограничение свободы ─ до 3-х лет;
  • принудительные работы ─ до 3-х лет;
  • лишение свободы ─ до 3-х лет.

Врачебная деятельность без лицензии, спровоцировавшая по неосторожности смерть пациента, наказывается принудительными работами на 3-5 лет или лишением свободы ─ до 5 лет.

Медицинская деятельность в РФ подлежит лицензированию, и этот процесс регулируется законодательством. Авторизация ─ это уникальная процедура, заключающаяся в предоставлении компаниям, соответствующим определенным условиям, разрешения на предоставление лечебных услуг.

Получить право на оказание услуг медицинского профиля могут лечебные и другие учреждения, в том числе и ИП. Для прохождения процедуры претендентам необходимо обратиться с заявлением и солидным пакетом других справок в соответствующий орган. Перечень необходимых документов уточняет ч. 3 ст. 13 Закона о лицензировании.

Предпринимателям, планирующим заниматься бизнесом в медицине, важно изначально правильно определить, необходимо ли специальное разрешение для выбранного вида деятельности, или таких строгих требований нет.

На этот счет законодательство РФ четко указывает, что деятельность, способная нанести каким-либо образом вред здоровью, интересам, правам людей, а также безопасности государства, должна лицензироваться в обязательном порядке.

Подготовка документов и получение лицензии ─ процесс длительный и сложный, для тех, кто рассчитывает получить разрешение с первого раза, стоит обратиться к специалистам, имеющим соответствующий опыт.

В конце приглашаем посмотреть еще одно видео, посвященное получению медицинской лицензии.

Источник: //101million.com/sozdanie/razreshitelnaya-dokumentatsiya/litsenzii/na-meditsinskuyu-deyatelnost.html

К вопросу об административной ответственности, обусловленной безлицензионной медицинской деятельностью

Может ли медицинская организация осуществлять услуги не по адресу, указанному в лицензии?

“Медицинское право”, 2009, N 1

Исследование посвящено административной ответственности в связи с нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности.

Основная задача – выявление с учетом складывающейся судебной практики конкретных условий, при которых осуществление медицинской деятельности рассматривается как деятельность без наличия специального разрешения (лицензии) и влечет наступление административной ответственности.

В результате был сделан вывод о том, что безлицензионной деятельностью является: осуществление медицинской деятельности в отсутствие лицензии или после окончания ее действия, либо оказание отдельных работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность, но не указанных в приложении к лицензии, либо осуществление конкретных работ и услуг не по адресу, указанному в приложении к действующей лицензии.

Проблема юридической ответственности, связанной с оказанием медицинской помощи, сама по себе не нова. И мы будем недалеки от истины, предположив, что появление первых правил регулирования медицинской деятельности предопределило и появление ответственности за нее.

Согласно современному законодательству медицинская деятельность подлежит обязательному регулированию и контролю со стороны государства.

Эффективным способом регулирования является лицензирование, а инструментом контроля – привлечение к административной или уголовной ответственности.

Начиная с 1996 г. нормативно-правовая база лицензирования медицинской деятельности оптимизируется, постоянно изменяясь.

К сожалению, система профессионального образования не всегда успевает за данными изменениями, при этом практически нет руководств, освещающих правовые основы лицензирования, и обзоров судебной практики, комментирующих наиболее сложные и спорные вопросы.

Как следствие, руководители медицинских организаций не всегда ясно понимают, что представляет собой лицензия на медицинскую деятельность, какие нарушения лицензионных требований и условий ведут к юридической ответственности.

С учетом вышеизложенного целью данной статьи является освещение действующей нормативно-правовой базы лицензирования медицинской деятельности, а также краткий анализ условий наступления административной ответственности за осуществление медицинской деятельности без лицензии, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1. и ч. 1 ст. 19.20. КоАП РФ, с учетом сложившейся судебной практики.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим лицензирование, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее – ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”).

Согласно пп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” медицинская деятельность, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на территории РФ, подлежит лицензированию.

Однако медицинская деятельность многогранна и предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи, в соответствии с Перечнем согласно приложению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г.

N 30 “Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности” (далее – Положение о лицензировании медицинской деятельности).

Значит ли это, что наличие лицензии на медицинскую деятельность дает организации право осуществлять любые виды работ и услуг по произвольному выбору самой организации и является ли оказание медицинских услуг, не указанных в лицензии, безлицензионной деятельностью?

Обратимся к действующему законодательству. Согласно ст. 2 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности. Согласно пп. 4 п. 2 ст. 17 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” конкретный перечень работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность, устанавливается Положением о лицензировании.

Анализ данных статей позволяет сделать заключение, что лицензия на медицинскую деятельность – это специальное разрешение на оказание работ и услуг, ее составляющих.

Данное заключение подтверждается положениями ст. 10 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, согласно которой в документе, подтверждающем наличие лицензии, указывается лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг.

Аналогичная норма содержится и в п.

10 Положения о лицензировании медицинской деятельности, согласно которому выданный лицензирующим органом документ, подтверждающий наличие лицензии, должен иметь приложение, содержащее наименования работ (услуг), являющееся неотъемлемой частью указанного документа.

Таким образом, лицензия на медицинскую деятельность дает право оказания не любых работ и услуг, ее составляющих, а только тех, что указаны в приложении к лицензии. Следовательно, осуществление организацией не указанных в приложении к лицензии работ и услуг является безлицензионной деятельностью, несмотря на представление документа, подтверждающего наличие лицензии.

Данное заключение косвенно подтверждено как порядком получения лицензии, так и предъявляемыми к медицинской деятельности лицензионными требованиями.

Наиболее важными в данном случае являются следующие лицензионные требования и условия, установленные п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности:

  1. наличие оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям (пп. “а”);
  2. наличие специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (пп. “г”);
  3. соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности (пп. “ж”).

Как следует из вышеизложенного, лицензирующий орган проверяет возможность выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий применительно к строго определенному перечню работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность, которые указываются в заявлении о предоставлении лицензии.

Указав в приложении к лицензии конкретные виды работ и услуг, лицензирующий орган подтверждает, что по данному конкретному перечню работ и услуг соискателем лицензии (лицензиатом) на момент получения лицензии были выполнены соответствующие лицензионные требования и условия и ему дано разрешение их оказывать.

Следующим моментом, вызывающим спорное толкование действующего законодательства, является место осуществления лицензируемого вида деятельности. А именно: дает ли наличие лицензии у организации право оказывать медицинскую деятельность по любому адресу, на свое усмотрение.

Снова обратимся к действующему законодательству. Согласно п. 2 ст. 7 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 10 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” в документе, подтверждающем наличие лицензии, указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

Данные статьи не противоречат друг другу, так как ст. 7 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” устанавливает полномочия лицензирующих органов, в то время как ст. 10 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” устанавливает необходимость указания места осуществления медицинской деятельности в документе, подтверждающем наличие лицензии.

Таким образом, с учетом того что лицензия – это специальное разрешение, указание в документе, подтверждающем ее наличие, адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности означает, что оказывать лицензируемую деятельность разрешено исключительно по данным адресам.

Следовательно, оказание медицинской деятельности по адресам, не указанным в приложении к лицензии, является деятельностью, на которую лицензией не дано разрешение, то есть безлицензионной деятельностью.

Данное заключение также косвенно подтверждено лицензионными требованиями, и наиболее важными в данном случае являются:

  1. наличие зданий, помещений (пп. “а”);
  2. соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности (пп. “ж”).

Таким образом, лицензирующий орган проверяет возможность выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий применительно к строго определенным зданиям (помещениям), по строго определенному адресу.

Указав в приложении к лицензии конкретные адреса осуществления медицинской деятельности, лицензирующий орган подтверждает, что по данному конкретному адресу соискателем лицензии (лицензиатом) на момент получения лицензии были выполнены соответствующие лицензионные требования и условия и ему дано разрешение оказывать медицинские услуги.

Следующим моментом, вызывающим спорное толкование действующего законодательства, являются условия прекращения действия лицензии.

Согласно п. 3 ст. 13 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” действие лицензии прекращается:

  • со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);
  • со дня внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • со дня окончания срока действия лицензии;
  • со дня принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата (правопреемника лицензиата – юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Вышеизложенное ясно определено законом, спорное толкование вызывают случаи, когда медицинская организация изменила свое наименование или юридический адрес, но не внесла соответствующие изменения в лицензию. Можно ли считать, что организация, не внесшая соответствующие изменения в лицензию, осуществляет медицинскую деятельность без наличия лицензии?

Судебная практика отвечает на данный вопрос отрицательно. Суд разъясняет, что не следует путать правовое понятие лицензии как специального разрешения с понятием лицензии как документа, подтверждающего ее наличие.

Приведем выдержку подобного решения суда: “Согласно ст. 11 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” юридическое лицо в случае изменения места своего нахождения обязано подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, а не лицензии.

Таким образом, у лицензиата обязанность по переоформлению самой лицензии в связи с изменением места своего нахождения отсутствует. Более того, обязанность по переоформлению документа, подтверждающего наличие лицензии, не отнесена п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении лицензируемой деятельности.

А соответственно, непереоформление организацией в связи с изменением места своего нахождения документа, подтверждающего наличие лицензии, не является и грубым нарушением условий лицензии на осуществление медицинской деятельности. Таким образом, организация, не исполнив требования ст.

11 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, не допустила нарушений и грубых нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, влекущих административную ответственность на основании ст. 14.1. КоАП РФ”.

Подводя итог данной статье, сформулируем определение для лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также условия, при которых оказываемая деятельность является безлицензионной.

Лицензия на медицинскую деятельность – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида работ и услуг (установленных Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 “Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности”) строго по адресу места осуществления медицинской деятельности, указанных в приложении к лицензии, сроком действия не более 5 лет.

Согласно складывающейся судебной практике осуществление медицинской деятельности квалифицируется как деятельность без наличия лицензии в следующих случаях:

  1. осуществление конкретных работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность в отсутствие лицензии;
  2. осуществление медицинской деятельности после наступления условий, указанных в п. 3 ст. 13 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”;
  3. осуществление конкретных работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность, но не указанных в приложении к действующей лицензии;
  4. осуществление конкретных работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность, по адресу, не указанному в приложении к действующей лицензии.

В заключение хотелось бы напомнить, что знание и соблюдение требований законодательства в области лицензирования медицинской деятельности является одним из необходимых условий успешной работы медицинской организации. В противном случае это может повлечь за собой привлечение как самой организации, так и ее руководителя к административной или уголовной ответственности.

Руководитель Управления Росздравнадзора

по Ростовской области

В.Г.ТРЕПЕЛЬ

Главный специалист-эксперт Управления

Росздравнадзора по Ростовской области

М.А.ШИШОВ

Источник: //WiseLawyer.ru/poleznoe/2927-voprosu-administrativnoj-otvetstvennosti-obuslovlennoj-bezlicenzionnoj-medicinskoj-deyatelnostyu

Юрист Михеев