Могут ли уволить сотрудника кафедры за гомосексуальные отношения со студенткой?

Что делать, если вас увольняют в период пандемии коронавируса

Могут ли уволить сотрудника кафедры за гомосексуальные отношения со студенткой?

Все россияне в настоящее время находятся в «нерабочем положении», которое длится уже почти месяц. Кто-то продолжает свою деятельность меньшим числом работников, а кто-то – уже на грани банкротства.

Пополняют печальную статистику уволенные в такое тяжелое время работники, которые зачастую не знают своих трудовых прав и как эти права защитить.

Но, надо отметить, что трудовые отношения в своей системе являются динамичными и поэтому не избежать череды приемов и увольнений, переводов и перемещений.

Нерабочие дни были внесены Указами Президента РФ: от 25 марта 2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и продлены по 30 апреля 2020 года. Определение такого большого количества дней нерабочими связано с необходимостью введения локдауна, чтобы избежать распространения инфекции.

Существует разница между вынужденно увольняемым и работником, находящимся на карантине, у которого в листке нетрудоспособности указан код о карантине.

Увольнение в «коронавирус» допускается, но необходимо уточнить, законным оно будет или нет.

Уволить работника можно по его желанию. Гражданин может подать письменное заявление об увольнении по собственному желанию. И, кстати, выяснять причины такого желания, у работодателя обязанности нет. В ст.

80 ТК РФ установлен срок предупреждения об увольнении – двухнедельный срок, но он может быть уволен и раньше, при наличии обстоятельств, препятствующих продолжению работы, например, зачисление в образовательную организацию, выход на пенсию и другие случаи.

Работник может передумать и в любое время отозвать свое заявление, даже в последний день предупреждения об увольнении.

И, если работодатель предпринял меры по поиску подходящего работника на место увольняемого, в качестве упреждения простоя в работе и в письменной форме пригласил другого работника (перечень в законе указывает на то, что некоторым будущим работникам не может быть отказано в приеме на работу, например, направляемым в счет квоты), то увольнение произойдет и будет законным.

Если срок предупреждения закончился (например, заявление датировано 13 апреля, а просьба об увольнении указана «с 27 апреля»), то работник может прекратить работу. В законе установлено требование к работодателю – в последний день работы выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности, согласно ст. 66.1 ТК РФ и произвести с ним окончательный расчет.

Можно ли уволить работника по инициативе работодателя в нерабочие дни? И можно ли предположить, что в нерабочие дни работник совершит какой-либо дисциплинарный проступок?

Однозначно, такое увольнение впоследствии может быть признано незаконным, так как для увольнения по инициативе работодателя рекомендуется дождаться завершения нерабочих дней. Это требование распространяется и на увольнение работника, не выдержавшего испытательного срока или при совершении виновных действий.

Если все-таки увольнения не избежать, давайте рассмотрим его алгоритм:

  • От увольняемого должно поступить заявление с указанием даты предполагаемого увольнения;
  • После изучения заявления и, возможно, беседы с работником принимается решение о целесообразности/нецелесообразности двухнедельной отработки;
  • Если отработка не требуется (случаи указаны выше), то принимается решение об увольнении и издается приказ, с которым работника необходимо ознакомить под роспись;
  • В трудовую вносится запись об увольнении в соответствии с установленными требованиями закона (может выглядеть так: «уволен по собственному желанию, пункт 3 части первой статьи 77 ТК РФ»);
  • Работодатель дает распоряжение бухгалтерии произвести расчет с работником;
  • И в последний день работы (в день предупреждения об увольнении, указанный в заявлении) работник делает отметку об ознакомлении с приказом об увольнении и забирает документы, связанные с работой, в том числе, справки и копии документов.

Увольнение по соглашению сторон

В последнее время стало встречаться довольно часто. Разберем, чего делать нельзя.

Однозначно, нельзя склонять работника к увольнению, потому что увольнение по такому основанию предполагает согласование воли работника и работодателя на прекращение трудового договора.

Нельзя угрожать увольнением по соглашению или «по статье», потому что для увольнения «по статье» требуется довольно долгий алгоритм документирования «дисциплинарки». Если что-то будет упущено, то это может быть основанием к признанию такого увольнения незаконным.

Если работник согласился на увольнение по соглашению сторон, работодатель согласился и выразил свою волю на расторжение с ним трудового договора, то такое соглашение является основанием для бухгалтерии произвести расчет с работником, а для отдела кадров – внести сведения в трудовую книжку работника, например, запись будет выглядеть так: «уволен по соглашению сторон, пункт 1 части 1 статьи 77 ТК РФ».

В режиме самоизоляции в этот алгоритм могут быть внесены изменения. Например, если организация подпадает под перечень тех, кто не работает, работник, находясь в самоизоляции, прибыть в отдел кадров не может, чтобы забрать документы. Допустимо ли оформление в электронном виде?

Да, в таком случае можно порекомендовать оформление в электронном виде с последующим изготовлением бумажных документов и направлением увольняемому работнику позже. В настоящее время работодатели отмечают в этом трудность, так как не совсем понятен алгоритм обмена электронными документами. 

Если увольнению подлежит «обычный», не дистанционный работник, то для обмена электронными документами будет достаточно сканов с подписями и печатями, в то время, как при увольнении дистанционного работника, предполагается обмен электронными образами документов с последующей подписью с помощью ЭПЦ (ст. 312.5 ТК РФ).

Расчет за работу

Здесь два варианта действий: перечисление на банковскую карту или на ту карту, реквизиты которой работник может указать прямо в заявлении об увольнении. Если у работника нет банковской карты, придется ждать окончания режима самоизоляции и впоследствии после его снятия явиться лично за деньгами в бухгалтерию организации.

Предупреждение безработицы

8 апреля 2020 года было подписано Постановление Правительства № 460, которое ввело временные правила регистрации безработных. До 31 декабря 2020 года работодатели обязаны сообщать об увольнениях граждан по форме СЗВ-ТД в течение одного рабочего дня.

Несмотря на то, что этот документ содержит положения временного характера, исполнять его работодателю придется.

Во многих регионах России уже начал применяться дистанционный формат признания граждан безработными (в Тюмени и Тюменской области – с 10 апреля 2020 года).

После увольнения работника, необходимо выдать ему документы, связанные с работой.

Обязательно выдается: трудовая книжка, все сведения о трудовой деятельности, если работник уже написал заявление о ведении электронной трудовой, справка по установленной формы (№182н) о доходах за два предыдущих года – нужна для расчета пособий на новом месте работы, СЗВ-М за последний рабочий месяц, СЗВ-СТАЖ за период с 1 января 2020 года по день увольнения. Если сотрудник принят в 2020 году, то со дня приема на работу по день увольнения, третий раздел РСВ за последний рабочий квартал, форма ДСВ-3, если работодатель перечислял дополнительные пенсионные взносы за работника.

По требованию работника: справка 2-НДФЛ, справка для службы занятости, копии кадровых приказов.

Денежные средства: заработок за последний отработанный месяц, компенсация за неиспользованный отпуск, иные документы (например, перерасход подотчетных средств по утвержденному авансовому отчету, компенсационные выплаты, предусмотренные ТК РФ или локальными актами работодателя), выходное пособие в установленных законом случаях.

В некоторых организациях при увольнении по соглашению сторон локальными актами устанавливается размер компенсации при увольнении, он может быть кратным окладу, который работник получал или выражен в определенной сумме.

Можно направить справки и трудовую книжку почтой по адресу, указанному работником. Что касается справок, то теоретически они могут быть направлены заказным письмом с уведомлением, но не трудовая книжка. Согласно ст. 66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Поэтому ее утрата не желательна. С 1 января 2020 года в ТК РФ была внесена ст. 66.1 «Сведения о трудовой деятельности», которая устанавливает возможность оформления и ведения трудовой книжки в электронном виде.

Источник: //zen.yandex.ru/media/id/5c988756c5686200b3ca2170/chto-delat-esli-vas-uvolniaiut-v-period-pandemii-koronavirusa-5ea073e8947b27102f9f0033

Может ли преподаватель заводить отношения со студентами? Объясняют психолог и юрист

Могут ли уволить сотрудника кафедры за гомосексуальные отношения со студенткой?

После громкого убийства аспирантки СПбГУ Анастасии Ещенко доцентом Олегом Соколовым, с которым 24-летняя девушка состояла в отношениях с 2015 года, выяснилось, что подобные связи в главном вузе города – не редкость.

Более того, директор института истории Абдулла Даудов заявил: «Никто не может запретить права на любовь и дружбу. Ни я, ни ректор не можем на это влиять в рамках правового поля». «Собака.

ru» попросила психолога Хану Корчемную и юристку Диану Рамазанову объяснить, допустимы ли подобные отношения и чем они могут обернуться для участников.

  • Анастасия Ещенко и Олег Соколов

Хана Корчемная, психолог: «С этической точки зрения романтические отношения между преподавателями и студентами недопустимы. То, что это прямо не прописано в кодексах вузов, – большое упущение, потому что это неочевидно.

проблема таких отношений – дисбаланс власти. Конечно, есть люди, которые говорят, что «любви все возрасты покорны», а огромная разница в возрасте и социальном положении – это случайность. Но на самом деле подобные связи изначально не могут быть равными: преподаватели ставят оценки, от них зависит академическое будущее студентов, защита их дипломов, репутация в вузе и профессиональной среде.

Вся власть и ресурсы принятия решений находятся в руках у профессора. Такой расклад увеличивает риск того, что к менее влиятельному партнеру будет применено насилие, принуждение, давление.

При этом второй не может ответить равноценно – и для статусного партнера эта ситуация развращающая, у него больше возможности продавить свое решение или мнение, а другой человек просто не сможет ему возразить, не опасаясь последствий. Если бы люди были равными, то в конфликтных ситуациях они могли бы друг друга уравновешивать.

Но когда есть прямая зависимость ваших успехов от вашего партнера, при малейшем ухудшении отношений вы будете бояться, что вам причинят вред, что это отразится на вашем будущем.

При этом у студента гораздо меньше возможностей защититься – версию событий преподавателя, скорее всего, воспримут как более правдивую, у него обычно гораздо больше кредит доверия среди других учителей и учеников. Из таких отношений студенту выйти гораздо сложнее, даже если есть весомые причины для беспокойства.

проблема таких отношений – дисбаланс власти

Подобные двойные отношения – нездоровая ситуация для учебного процесса в целом, человек не может разделить сознание и одну и ту же персону воспринимать по-разному.

В этических кодексах психологов, например, это четко прописано: специалист не имеет права вступать в неформальные отношения с клиентами, их родственниками и друзьями.

Более того, после окончания терапии он может это сделать только через какой-то внушительный отрезок времени – два-три года.

Сложно понять, что может привлекать возрастного и авторитетного преподавателя в человеке гораздо младше, менее опытном, менее знающем. Возможно, его интересует именно уязвимость, зависимость, слабость, восхищенный взгляд снизу и преклонение. И это, конечно, серьезный повод опасаться, что рано или поздно в отношениях будет применено насилие.

Понятно, почему студентка может почувствовать влечение к преподавателю – особенно если он харизматичен и сам поддерживает формирование круга обожателей. Но очертить границы и напомнить о том, что это рабочие отношения, – это ответственность исключительно преподавателя. Если он этически подкован, то старается сохранять дистанцию и демонстрировать объективность по отношению ко всем.

Студент – это, как правило, человек с очень небольшим или вообще отсутствующим опытом романтических отношений, поэтому ему может быть сложно оценить, что он испытывает – интерес к предмету, радость от того, что на него обращает внимание более образованный взрослый человек, или реальное влечение. В последнем нет ничего плохого, мы все имеем право на чувства и симпатии, но преподаватель не может позволять себе пользоваться незнанием и неосведомленностью студента, и должен в такой ситуации объяснить, какие отношения между ними возможны в рамках вуза.

К сожалению, в нашей академической среде считается нормальной практикой то, что у преподавателей есть любимчики, и они дарят друг другу подарки, ходят друг к другу в гости – это тоже этически неоднозначная ситуация.

Когда преподаватель поощряет интерес студента к своей личности и не ставит границы, а наоборот говорит: «Гордись, ты особенная, поэтому ты рядом со мной», то это очень похоже на манипуляцию. Это сильно отличается от адекватного поощрения успехов в обучении, ведь система оценок нужна именно для непредвзятости.

Но учитель должен учить, а не дружить или тем более заводить сексуальные отношения с учениками».

Вся власть и ресурсы принятия решений находятся в руках у профессора. Такой расклад увеличивает риск того, что к менее влиятельному партнеру будет применено насилие, принуждение, давление

Диана Рамазанова, юристка: «В российском законодательстве запрет на отношения преподавателей со студентами не прописан. Это может регулироваться только внутренними нормативными актами вуза.

Но даже если в них внесут наказание (дисциплинарные взыскания и увольнение), то это будет нарушением трудового кодекса – если преподаватель пойдет в суд, то его, скорее всего, восстановят в должности. Трудовое право одно из немногих изначально на стороне заявителя, работодатель должен будет предоставить неопровержимые доказательства.

Конечно, студентка будет говорить, что они просто дружили. Поэтому по-хорошему такой запрет необходимо прописать именно в законе. Сами вузы, к сожалению, спасти себя не могут. Единственное, за что можно зацепиться – нарушение этических норм.

Но университету все равно будет сложно доказать свою правоту, особенно если положение преподавателя в обществе также высоко, как некогда у Олега Соколова. Если говорить о других странах, то во многих из них за подобные прецеденты внесена в закон ответственность вплоть до увольнения, да и у вузов больше прав».

Источник: //www.sobaka.ru/city/society/99543

Может ли преподаватель заводить отношения со студентами? Объясняют психолог и юристка

Могут ли уволить сотрудника кафедры за гомосексуальные отношения со студенткой?
После громкого убийства аспирантки СПбГУ Анастасии Ещенко доцентом Олегом Соколовым, с которым 24-летняя девушка состояла в отношениях с 2015 года, выяснилось, что подобные связи в главном вузе города — не редкость. Более того, директор института истории Абдулла Даудов заявил: «Никто не может запретить права на любовь и дружбу.

Ни я, ни ректор не можем на это влиять в рамках правового поля». «Собака.ru» попросила психолога Хану Корчемную и юристку Диану Рамазанову объяснить, допустимы ли подобные отношения и чем они могут обернуться для участников.Хана Корчемная, психолог: «С этической точки зрения романтические отношения между преподавателями и студентами недопустимы.

То, что это прямо не прописано в кодексах вузов, — большое упущение, потому что это неочевидно.

проблема таких отношений — дисбаланс власти. Конечно, есть люди, которые говорят, что „любви все возрасты покорны“, а огромная разница в возрасте и социальном положении — это случайность.

Но на самом деле подобные связи изначально не могут быть равными: преподаватели ставят оценки, от них зависит академическое будущее студентов, защита их дипломов, репутация в вузе и профессиональной среде.

Вся власть и ресурсы принятия решений находятся в руках у профессора. Такой расклад увеличивает риск того, что к менее влиятельному партнеру будет применено насилие, принуждение, давление.

При этом второй не может ответить равноценно — и для статусного партнера эта ситуация развращающая, у него больше возможности продавить свое решение или мнение, а другой человек просто не сможет ему возразить, не опасаясь последствий. Если бы люди были равными, то в конфликтных ситуациях они могли бы друг друга уравновешивать.

Но когда есть прямая зависимость ваших успехов от вашего партнера, при малейшем ухудшении отношений вы будете бояться, что вам причинят вред, что это отразится на вашем будущем.

При этом у студента гораздо меньше возможностей защититься — версию событий преподавателя, скорее всего, воспримут как более правдивую, у него обычно гораздо больше кредит доверия среди других учителей и учеников. Из таких отношений студенту выйти гораздо сложнее, даже если есть весомые причины для беспокойства.

проблема таких отношений — дисбаланс власти

Подобные двойные отношения — нездоровая ситуация для учебного процесса в целом, человек не может разделить сознание и одну и ту же персону воспринимать по-разному.

В этических кодексах психологов, например, это четко прописано: специалист не имеет права вступать в неформальные отношения с клиентами, их родственниками и друзьями.

Более того, после окончания терапии он может это сделать только через какой-то внушительный отрезок времени — два-три года.

Сложно понять, что может привлекать возрастного и авторитетного преподавателя в человеке гораздо младше, менее опытном, менее знающем. Возможно, его интересует именно уязвимость, зависимость, слабость, восхищенный взгляд снизу и преклонение. И это, конечно, серьезный повод опасаться, что рано или поздно в отношениях будет применено насилие.

Понятно, почему студентка может почувствовать влечение к преподавателю — особенно если он харизматичен и сам поддерживает формирование круга обожателей. Но очертить границы и напомнить о том, что это рабочие отношения, — это ответственность исключительно преподавателя.

Если он этически подкован, то старается сохранять дистанцию и демонстрировать объективность по отношению ко всем.

Студент — это, как правило, человек с очень небольшим или вообще отсутствующим опытом романтических отношений, поэтому ему может быть сложно оценить, что он испытывает — интерес к предмету, радость от того, что на него обращает внимание более образованный взрослый человек, или реальное влечение.

В последнем нет ничего плохого, мы все имеем право на чувства и симпатии, но преподаватель не может позволять себе пользоваться незнанием и неосведомленностью студента, и должен в такой ситуации объяснить, какие отношения между ними возможны в рамках вуза.

К сожалению, в нашей академической среде считается нормальной практикой то, что у преподавателей есть любимчики, и они дарят друг другу подарки, ходят друг к другу в гости — это тоже этически неоднозначная ситуация.

Когда преподаватель поощряет интерес студента к своей личности и не ставит границы, а наоборот говорит: „Гордись, ты особенная, поэтому ты рядом со мной“, то это очень похоже на манипуляцию. Это сильно отличается от адекватного поощрения успехов в обучении, ведь система оценок нужна именно для непредвзятости.

Но учитель должен учить, а не дружить или тем более заводить сексуальные отношения с учениками».

Вся власть и ресурсы принятия решений находятся в руках у профессора. Такой расклад увеличивает риск того, что к менее влиятельному партнеру будет применено насилие, принуждение, давление

Диана Рамазанова, юристка: «В российском законодательстве запрет на отношения преподавателей со студентами не прописан. Это может регулироваться только внутренними нормативными актами вуза.

Но даже если в них внесут наказание (дисциплинарные взыскания и увольнение), то это будет нарушением трудового кодекса — если преподаватель пойдет в суд, то его, скорее всего, восстановят в должности. Трудовое право одно из немногих изначально на стороне заявителя, работодатель должен будет предоставить неопровержимые доказательства.

Конечно, студентка будет говорить, что они просто дружили. Поэтому по-хорошему такой запрет необходимо прописать именно в законе. Сами вузы, к сожалению, спасти себя не могут. Единственное, за что можно зацепиться — нарушение этических норм.

Но университету все равно будет сложно доказать свою правоту, особенно если положение преподавателя в обществе также высоко, как некогда у Олега Соколова. Если говорить о других странах, то во многих из них за подобные прецеденты внесена в закон ответственность вплоть до увольнения, да и у вузов больше прав».

дня. Почему волну телефонного терроризма не могут остановить

Источник: //news.rambler.ru/education/43158471-mozhet-li-prepodavatel-zavodit-otnosheniya-so-studentami-obyasnyayut-psiholog-i-yuristka/

«Моя ориентация — это аморально?» Даниил Туровский — о том, как в Петербурге уволили гомосексуальную учительницу — Meduza

Могут ли уволить сотрудника кафедры за гомосексуальные отношения со студенткой?

В декабре руководство петербургской школы № 565 для детей с ограниченными возможностями уволило гомосексуальную учительницу — с формулировкой «за аморальный проступок».

Отставки учительницы добивался местный активист Тимур Исаев, занимающийся «принудительным аутингом»: он ищет геев в социальных сетях и докладывает об их сексуальной ориентации работодателям. Исаев утверждает, что за несколько лет он таким образом «уволил» 29 преподавателей по всей России.

Специальный корреспондент «Медузы» Даниил Туровский отправился в Петербург, чтобы выяснить подробности этой истории.

8 декабря 2014 года взволнованная Анастасия (имя изменено) — учительница музыки в петербургской школе № 565 для детей с ограниченными возможностями — зашла в кабинет директора.

Она догадывалась, о чем будет разговор. За полторы недели до этого директор школы Станислав Виноградов и заместитель главы администрации Кировского района Петербурга Ирина Бойцова в этом же кабинете просили Анастасию уволиться по собственному желанию.

Накануне местный борец с геями Тимур Исаев поймал директора на улице возле школы — и вручил ему файлы с фотографиями Анастасии, на которых она обнимается со своей подругой. Исаев требовал уволить учительницу за «безнравственное поведение».

Те же файлы он отправил в администрацию Кировского района.

В письме, переданном директору (его Исаев выложил и на своей странице «»), он писал: «У вас работает нездоровая и имеющая психиатрические отклонения от нормы учительница-лесбиянка», «Данная учительница показывает себя открыто в соцсетях как аморальная особа-лесбиянка и проживает или сожительствует, по данным из соцсетей, с такой же нездоровой барышней».

«Мы настоятельно просим уволить ее по статье „служебное несоответствие“», — заключал Исаев, не поясняя, чьи интересы он представляет.

«Антигей-активист» ссылался на закон о гей-пропаганде («О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию») и указывал, что «отрицание традиционных семейных ценностей считается аморальным и неприемлемым для ведения данного вида трудовой деятельности».

Помимо письма и фотографий девушки Исаев приложил отдельный файл с информацией о том, с кем Анастасия дружит в социальных сетях и на какие паблики подписана; он обращал особое внимание на страницы Земфиры, Ренаты Литвиновой и телеканала «Дождь», которые Анастасия отметила как понравившиеся.

Полторы недели назад в кабинете директора школы, рассказывает Анастасия, представительница администрации сказала: «Вы принадлежите к ЛГБТ, вам нельзя работать с детьми». Чиновница утверждала, что Анастасия больше никогда не сможет работать учителем.

Однако уволиться по собственному желанию Анастасия отказалась. Тем же вечером она рассказала о случившемся коллегам из гей-бара, где она подрабатывает барменом. Друзья предложили ей обратиться в петербургскую ЛГБТ-организацию «Выход», защищающую права геев.

* * *

Найти «Выход» (его офис расположен недалеко от Невского проспекта), если точно не знаешь номер комнаты и тебя не встречают, невозможно — даже вывески над дверью нет. Помещение завалено радужными наклейками и брошюрами о гендерной идентичности и гомофобии; на стенах — афиша ЛГБТ-кинофестиваля «Бок о бок» и плакат «Наши права дороже вашего газа».

Юрист «Выхода» Дмитрий Лаптев то, чем занимается Тимур Исаев, называет «принудительным аутингом». Активист ищет в социальных сетях гомосексуалов и докладывает работодателям об их сексуальной ориентации.

Из-за Исаева, по данным «Выхода», за последние месяцы из петербургских школ уволили двоих учителей — мужчину и женщину, причем женщину — дважды: после первого увольнения она устроилась в другое учебное заведение, но Исаев разыскал ее и там.

Оба уволенных не раскрывают своих имен.

Кроме того, прошлой зимой Исаев добивался увольнения Екатерины Богач — учительницы испанского в петербургской гимназии № 67, но чиновники управления образования не нашли никакой «гей-пропаганды» в деятельности преподавателя.

В феврале 2014-го Исаев преследовал в социальных сетях девятиклассницу из Брянской области, которая высказывалась в поддержку ЛГБТ. После его обращений девушку поставили на учет в комиссии по делам несовершеннолетних; на улице на нее напали с криком: «Умри, лесбиянка!» Когда на происходящее обратили внимание журналисты, школьницу сняли с учета.

Сам Тимур Исаев заявил мне по телефону, что добился увольнения уже 29 учителей-геев из учебных заведений по всей стране — и сказал, что на следующей неделе уволят двух учителей из московских школ, однако подробности рассказать отказался.

Свою откровенную гомофобию он не скрывает, на его странице «» уже долгое время висит статус: «Россия — это АД для педерастов, пускай привыкают!» «Гомосексуализм ― это не норма, это заболевание, которое лечится гормональной терапией, — рассказывал мне Исаев в феврале 2014-го. — Я как давил эту нечисть, так и буду давить, законы на моей стороне. Они говорят — „личная жизнь“ и так далее, но когда это появляется в социальных сетях, это переходит из разряда личной информации в публичную».

* * *

В «Выходе» Анастасии посоветовали взять больничный. Когда он закончился, на новую встречу с директором школы Станиславом Виноградовым 8 декабря 2014 года Анастасия отправилась с диктофоном (аудиозапись есть в распоряжении «Медузы»).

— Ирина (имеется в виду Ирина Борисовна Бойцова, заместитель главы администрации Кировского района Санкт-Петербурга — прим. «Медузы») просит результатов. Давайте честно: что будем делать? — говорит директор.

— Я не считаю, что это причина для увольнения моего, — отвечает Анастасия.

— Почему вы так считаете, скажите. Почему?

— А за что?

— Есть статья за совершение аморальных поступков. Один источник про вас — это Тимур Исаев. Он мне опять сейчас звонил. Ему сказали, что у меня зуб заболел, и я не могу говорить.

— Мне кажется, он психически ненормальный.

— Он психопат, я согласен. Но я думал, что только по его линии идет. И тут звонит Ирина Борисовна и говорит, что заедет в школу. Замглавы приедет в школу, значит жди неприятностей. И она сказала, что у нее информация про вас.

Насколько я понимаю, цепочка такая: вице-губернатор [Петербурга] Владимир Владимирович [Кириллов] передал информацию в комитет по образованию, комитет передал главе района, глава района передал замглаве, и замглавы приехала ко мне.

Она говорит, что в комитете по образованию ждут результатов.

— Значит, комитет по образованию считает, что моя ориентация — это аморально?

— Да-да, в школе нельзя. Мне начальство сказало: не надо крови, не надо статьи. От нас не отстанут. Может, вам есть смысл фамилию сменить? Выхода у нас нет — только по собственному желанию.

— Есть конкретные примеры того, что является аморальным?

— Хотите я сейчас напишу увольнение по статье 81 пункт 8 [«совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы»], и мы встретимся в суде? Попробуйте. Я не могу оставить вас.

Я предлагаю вам по-доброму. Нет у нас другого варианта. Сейчас мне будет звонить Ирина Борисовна, ей нужно отвечать перед комитетом образования. Ох, непростая ситуация.

Я по телевизору видел, что молодые люди находят этих самых педофилов и наказывают их сами.

— Вы считаете, что я педофил, что ли?

— Нет, я просто рассказываю.

— Вы же знаете: я пришла сюда работать не за большими деньгами. Я пришла на зарплату в семь тысяч рублей после зарплаты в 46 (Анастасия работала продавцом в спортивных магазинах — прим. «Медузы»). Мне нравится школа, мне нравится коллектив, мне нравится, что мы много всего придумываем, мы выигрываем конкурсы.

— Сейчас фортуна отвернулась, но это не значит, что жизнь кончилась.

— У вас ко мне претензий нет по работе?

— Нет. Ирина Борисовна тоже считает, что вы хорошо работаете. Но видите, как получается.

— Если бы вы сказали мне, что я вот это, это и это делаю по работе плохо, я бы сама ушла. Но эти обвинения — это просто маразм. Увольняйте меня по статье.

— Хорошо, тогда пишите объяснительную.

После разговора с директором Анастасия написала объяснительную, в которой указала, что «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну», и что не считает свою личную жизнь «препятствием для работы с детьми». В приказе об увольнении (копия есть в распоряжении «Медузы») указано, что Анастасия уволена за «совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением педагогической работы».

Источник: //meduza.io/feature/2014/12/12/moya-orientatsiya-eto-amoralno

Сексуальная ориентация учителя. Повод для увольнения?

Могут ли уволить сотрудника кафедры за гомосексуальные отношения со студенткой?

Проблемаесть, но все делают вид, что ее нет

Парумесяцев назад ко мне подошел знакомый педагог. Оказалось, в школе узнали осексуальной ориентации коллеги. У некоторых родителей возник вопрос -переводить ли детей в другой класс или нет. Причина сомнений -гомосексуальность учителя.

Однаждыдовелось услышать следующее: «Понимаете, мы даже говорить сейчас не можем осексуальной ориентации! Профстандарт не дает нам такой возможности. Проблемаесть, но все делают вид, что ее нет».

О том, что такое частная жизнь и как быть, если она вызывает интерес усторонних людей, «Учительской газете» рассказала  юрист Анна Плюснина. Наша беседа с Аннойкасается в основном проблемы границ частной жизни и дискриминации по признакусексуальной ориентации.

  Выбор редакцииобусловлен тем, что говорить о  проблемев правовом аспекте  пока не принято всообществе учителей, родителей и учеников.

–  Анна, как понятие личной жизниопределено в Конституции, есть ли оно там или в других документах, законах,правовых актах РФ?

-В законе отсутствует понятие «личная жизнь», а есть понятия «частная жизнь» и«публичная жизнь». В статье 23 Конституции РФ государство гарантирует  право на неприкосновенность частной жизни,личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Поясните, что такое право на частную жизнь?

-Оно выражается в свободе общения между людьми на неформальной основе в сферахсемейной жизни, родственных и дружественных связей, интимных и других личныхотношений, привязанностей, симпатий и антипатий.

Образ мыслей, политическое исоциальное мировоззрение, увлечения и творчество также относятся к проявлениямчастной жизни. Частная жизнь граждан, личная и семейная тайна, честь и доброеимя находятся под защитой и охраной закона.

Эти положения российскогозаконодательства находятся в полном соответствии с Европейской конвенцией озащите прав человека и основных свобод (статья 8), которой провозглашаетсяправо каждого на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенностьжилища и тайну переписки.

Недопустимо вмешательство органов исполнительнойвласти в пользование этим правом, за исключением случаев, предусмотренныхзаконом.

– Получается, что частная жизнь граждан России охраняется законом?

-С 1 октября 2013 года вступила в силу статья 152.2 ГК РФ «Охрана частнойжизни гражданина». Новая редакция статьи установила, что сбор, хранение,распространение и использование любой информации о частной жизни гражданина безего согласия не допускаются, если иное не предусмотрено законом.

Правило,аналогичное закрепленному статьей 152.2 ГК РФ, введено в российскую практикувпервые, однако в законодательстве западных стран (Германия, Франция, Швейцария- список можно продолжить) оно существует достаточно долго.

– В чем же заключается содержание понятия «частная жизнь»?

– Гражданский кодекс РФ расшифровывает, что к информации о частной жизниотносятся, в частности, сведения о происхождении гражданина, о месте егопребывания или жительства, о личной и семейной жизни, но оставляет этотперечень открытым. Более подробно термин «частная жизнь» раскрылКонституционный суд РФ в одном из своих определений, указав, что право нанеприкосновенность частной жизни означает возможность контролировать информациюо самом себе и препятствовать разглашению сведений личного, интимногохарактера. В понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельностичеловека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежитконтролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправныйхарактер.

-Кто определяет границы частной жизни гражданина? – Конституционный суд РФ в данном случае подчеркивает, что лишь само лицовправе определить, какие именно сведения, имеющие отношение к его частнойжизни, должны оставаться в тайне.

Иззапрета на сбор, хранение, распространение и использование любой информации очастной жизни гражданина есть и некоторые исключения. Так, эти действия небудут являться запрещенными, если они осуществлялись в государственных,общественных или иных публичных интересах (пункт 2 статьи 152.

2 ГК РФ). Инымисловами, нововведение не отразится на деятельности государственных имуниципальных органов и учреждений, которым необходимо обрабатывать информациюо гражданах в силу специфики своей работы. Правда, это не освобождает их отобязанности соблюдать законодательство о персональных данных.

-Что можно сказать об общественных и публичных интересах?

– Скорее всего эти критерии предстоит выработать судам.

В наибольшей степениэто затронет деятельность СМИ, освещающих тем или иным образом поведениечиновников и просто известных людей, а также события их жизни.

Именно печатными интернет-изданиям, телеканалам и радиостанциям предстоит доказывать, чтоконкретные фотографии или записи были сделаны не просто для удовлетворениялюбопытства аудитории СМИ, а в интересах всего общества.

Крометого, не попадают под запрет действия с информацией в том случае, если ранееона уже стала общедоступной либо была распространена самим гражданином либо поего воле. Способы защиты установлены в статье 150 ГК РФ, в уголовном,административном кодексе.

– Как же быть педагогу, право которого на неприкосновенность частной жизнибыло нарушено?

– Основное, что должен знать человек в этой ситуации: право нанеприкосновенность частной жизни входит в состав основных прав человека игражданина и закреплено в Конституции РФ 1993 года. С точки зрения законахранение, распространение и использование любой информации о частной жизнигражданина без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено законом.Если кто-то вмешивается в личную жизнь, то всегда есть законные основания иинструменты остановить это вмешательство. Очень часто в последнее времяработодатель, узнавая о гомосексуальной ориентации своего сотрудника,предлагает ему всевозможными способами скрыть данную информацию из всехвозможных форм доступа.

– Знаю, что часто, узнав о гомосексуальности педагога, сотрудникиадминистрации предлагают учителю увольнение по собственному желанию…

– Ни в коем случае не следует соглашаться на это! Во-первых, потому что,возможно, не найдется основания для увольнения учителя. Во-вторых, уволившисьпо собственному желанию, у сотрудника не будет оснований для восстановления наработе через суд по дискриминационному мотиву.

Закон здесь встанет полностью насторону защиты права на частную жизнь вплоть до уголовного наказания! Но опятьже многие соглашаются на шаг с «добровольным» увольнением, в связи с тем чтобоятся «страшных» записей в трудовой книжке. Думаю, в том числе и поэтому известноне так много случаев дискриминационного увольнения учителей по мотиву того, чтоони имеют отношение к ЛГБТ.

На мой взгляд, этих случаев гораздо больше вреальной жизни.

– Вы можете привести примеры?

-Например, Екатерина Богач, учительница испанского из петербургской гимназии№67.

Екатерина участвовала в митингах Альянса гетеросексуалов за равноправиеЛГБТ, за что «борец за мораль» Тимур Исаев пытался через привлечениеобщественности и различных органов «уволить» ее из гимназии.

Кстати, сам Исаев,настоящая фамилия его Булатов, был позже осужден за ряд криминальныхправонарушений и к тому времени 9 лет находился в розыске! Екатеринапо-прежнему работает в школе.

-Как вы оцениваете ситуацию в современной России?

-Во многом она повторяет ситуацию 20-30-летней давности за рубежом, когда напервое место ставятся не профессионализм и качество работы человека, егоотношение к своему труду, а какие-то сторонние факты из его личной жизни,которые человек никак не афиширует в преподавании ученикам и студентам.Понимание того, что это незаконно и необоснованно, отстаивание своего права наосуществление профессиональной деятельности помогло сломить эту проблему вдругих странах. Возможно, рано или поздно, если не замалчивать проблему,аналогичный прорыв случится и с Россией.

– Что делать, если о сексуальной ориентации педагога стало известно?Прятаться, бояться, увольняться или все-таки побороться за себя…

-Если в образовательном учреждении к этой информации коллектив относитсяотрицательно и педагог не готов тратить свои силы, доказывая, что он «неизвращенец», что поведение его не аморально, то, видимо, остается только однадорога – уволиться. Если же в образовательном учреждении для коллектива преждевсего важны профессиональные качества педагога, а не его ориентация илигендерная идентичность, то работать дальше.

Как юрист я бы посоветовала в случае негативного отношения к такому педагогубороться до последнего и отстаивать позицию, что профессиональные качества исексуальная ориентация педагога никак не взаимосвязаны и совершенно не влияютна педагогический процесс.

– Если бороться, то как? Чем руководствоваться, что делать, к комуобращаться, у кого искать помощи и защиты?…

-Все зависит от того, на какой стадии буллинга (от английского bullying -агрессивное преследование одного из членов коллектива) находится педагог.

Еслио данной стороне личной жизни педагога еще не известно и педагог не желает,чтобы это стало достоянием общественности, тогда стоит аккуратно размещатьинформацию о себе в социальных сетях, а также просить друзей не выкладывать«компрометирующие» фотографии в Сеть.

Иметь понимание того, что в гей-клубах ина ЛГБТ-мероприятиях можно встретиться со своими учениками, которые могутраспространить об этом информацию в образовательном учреждении.

Еслитравля в школе со стороны коллектива уже началась, обратиться к администрацииучреждения и узнать ее позицию по данному вопросу, найти в школе педагогов,которые могут поддержать, понять позицию учеников, ведь если педагог любимучениками, то они будут поддерживать преподавателя. Пытаться донестиинформацию, что ориентация не влияет на профессиональные  качества и на процесс обучения.

Исамое главное – не подписывать заявление об увольнении по собственному желанию,тогда в суде и в трудовой инстанции не доказать, что педагог был уволеннезаконно.

Хороший пример борьбы, правда, пока не в её пользу, это увольнение учителя изпетербургской школы на основании ее «аморального поведения». Этот случайотличается от всех остальных, которые были известны в последнее время, именнотем, что педагог действительно был уволен по данному основанию, а не «запрогулы», не «по собственному желанию», это очень хороший прецедент длясудебной практики.

– К кому обращаться при возникновении проблем, связанных с дискриминацией попризнаку сексуальной ориентации?

– Можно обратиться в любую некоммерческую правозащитную организацию, посколькув них все же работают специалисты, которые разделяют ориентацию ипрофессиональные качества педагога и смогут грамотно оказать юридическуюпомощь.

Самый лучший вариант, конечно же, обратиться непосредственно вправозащитную организацию, которая занимается защитой прав ЛГБТ-сообщества.

В связис тем что данный случай относится к дискриминации человека по признаку егосексуальной ориентации, консультацию и правовую поддержку окажут бесплатно.

Фотоавтора

Источник: //www.ug.ru/article/842

Юрист Михеев