Могу ли я работать в школе учителем, если я по диплому преподаватель?

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Могу ли я работать в школе учителем, если я по диплому преподаватель?

Актуальный материал: “Министерство просвещения разъяснило порядок применения профстандарта «Педагог»”

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Материалы по теме:

Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2019 года

Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»

Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы 

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).

Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.

2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018).

Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г.

работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении.

К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2).

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию.

Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.

Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением».

Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г.

N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г.

Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки.

Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя.

Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению.

Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада.

Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования.

Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст.

 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут.

Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г.

работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.

2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам.

При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч.

 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Источник: //pedagog-prof.org/zashchita-prav/prava-pedagogov/profstandart-pedagog-raz-yasneniya-yurista

Юридическая консультация онлайн 9111.ru

Могу ли я работать в школе учителем, если я по диплому преподаватель?
2. Работаю в городской школе с 2011. По нагрузке имею – 0, 75 учитель ОБЖ, 0, 5 зам по БЖ и 0,5 педагог организатор. Имею ли я право на льготную пенсию с такой нагрузкой?

2.1. Александр!Нет, льготную пенсию не можете получить.Т.к. в данном случае у вас нет нагрузки именно педагогической на полную ставку.Поэтому и оснований для льготной пенсии нет.

Только по общим основаниям (ст.9,15, 30-33 ФЗ О страховых пенсиях)

3. Ещё один вопрос. Мы работаем преподавателями в школе. В данный момент (на карантине) проводим дома дистанционно уроки. Положено ли возмещение затрат на связь, интернет, свет?

3.1. Вряд ли вам кто-то что-то возместит. Никому не возмещают. У нас такая же ситуация.

4. Работаю в школе зам директора на 1 ставку, а так же по совместительству учителем на 0. 5 ст. Имею ли я право получать стимулирование по должности учитель?

''

4.1. — Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, как видно из вопроса, у вас нет такого права.

Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

5. Могу ли я рассчитывать на назначение пенсии по педагогическому стажу. Работал тренером-преподавателем с 1995 по 2004 г. в образовательной организации. С 2004-2012 заместителем директора (руководителя) по учебно-воспитательной работе. С 2012 в должности заведующего учебной частью спортивной школы Олимпийского резерва по сей день. Начиная с 2004 совмещаю работу тренером в одной организации.
Жду ответа, с уважением Тихомиров Ю.Н.

5.1. Тренер-преподаватель:12. Работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела “Наименование должностей” списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела “Наименование учреждений” списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:на 1 января 2001 г.

у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г.

в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела “Наименование должностей” и в пункте 2 раздела “Наименование учреждений” списка. Не соблюдается.

А потому нет.

6. Вправе ли работодатель не оплачивать рабочее время совместителю, если совместителя по основному месту работы направили на курсы повышения квалификации? Конкретно: учителя школы направили на курсы повышения квалификации, он ещё работает тренер-преподавателем по совместительству в ДЮСШ. Так вот работодатель ДЮСШ не производит оплату за время учёбы. Правомерно ли это? Спасибо за ответ!

6.1. Евгений.
Работодатель ДЮСШ прав, так как оплата за время учебы осуществляется только по основному месту. Совместителю такие гарантии не предоставляются. Это прямо предусмотрено в ст.287 ТК РФ.
Для уточнения ответа обращайтесь ко мне в личные сообщения или на электронную почту.

7.1. Может. Законом не запрещено.

8. Работаю библиотекарем в школе и в этой же школе работаю по внутреннему совместительству учителем надомного обучения (устроена официально). Имею ли я право пойти в отпуск как учитель на 56 к.д., или только как библиотекарь на 28 к.д.

8.1. Имеете право на отпуск продолжительностью 56 дней, поскольку вы занимаете педагогическую должность.

9. У меня среднее специальное педагогическое образование (учитель начальных классов), высшее образование: социальная работа, смогу ли я работать логопедом в школе, если пройду переподготовку от центра занятости (сейчас в декретом отпуске)?

9.1. Нет, не сможете. ДЛя работы логопедом необходимо базовое образование логопеда (дефектолога).

10. Я имею высшую категорию преподавателя-организатора ОБЖ, сейчас я работаю учителем ОБЖ, администрация школы ставит мне без категории, правомочны ли ее действия.

10.1. Согласно подразделу 2 раздела I номенклатуры должностей, “учитель” и “преподаватель” являются разными должностями.Следовательно, аттестация педагогического работника по должности “преподаватель” не предполагает установления квалификационной категории по должности “учитель”.

На основании пункта 28 Порядка аттестации в заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.

Таким образом, педагогический работник имеет право пройти аттестацию в целях установления квалификационной категории как по должности ” преподаватель “, так и по должности ” учитель “.

Так, в должности “преподаватель” преподавательская работа осуществляется в организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования, а в должности “учитель” – в организации, реализующей общеобразовательные программы. Таким образом, категория по должности “преподаватель” по сути не действует при работе в школе.

Однако, в случаях, когда педагогический работник, имеющий квалификационную категорию по одной должности, работает в должности, по которой квалификационная категория не установлена, имеющаяся квалификационная категория в течение срока ее действия может быть учтена при решении вопросов, связанных с оплатой труда работников, если такое условие является предметом отраслевых региональных соглашений и (или) коллективных договоров.

11. Я учитель, стаж работы 32 года. С 2015 года вышла на пенсию по выслуге, но продолжаю работать. Все годы проработала в одной школе, нагрузку имела хорошую, но для начисления пенсии взяли те годы, в которые у меня была наименьшая зарплата. В итоге моя пенсия составляет 9495 р,из которых 1200-это доплата за несовершеннолетнего ребенка. Значит в итоге сумма-8295 р.Все мои коллеги получают намного больше, в чем причина? И можно ли как-то изменить ситуацию?

11.1. Составьте заявление в двух экземплярах. В заявлении просите привести письменный расчет размера пенсии. Один экземпляр отдаете Пенсионному фонду, на втором просите поставить отметку.

Экземпляр с отметкой остается у Вас на руках. ПФ обязан ответить на Ваше обращение. В ответе должен быть приведен расчет Вашей пенсии.

Если ПФ допустил ошибку при расчете пенсии – Вы можете обратиться в суд за защитой своих прав.

11.2. В вашей ситуации необходимо произвести перерасчет пенсии. Вам однозначно не правильно насчитали! Прошу связаться с нами для решения Вашего вопроса.

12. Я работаю преподавателем в детской школе искусств, на полную ставку в одном учреждении в другом на 0.5, нужно ли мне выходить на работу в каникулярное время? Где я по совместительству.

12.1. Екатерина Викторовна.То, что Вы работаете по совместительству, не освобождает Вас от обязанности находиться на рабочем месте в рабочее время (в том числе и каникулярное) и, соответственно, от ответственности за нарушение трудовой дисциплины в случае прогула.Надеюсь, я смогла Вам помочь.

С уважением Кухтина Лидия Анатольевна, г. Астрахань.

13. Работаю в художественной школе. Директор – самодур, доводит до увольнения всех неугодных. Запрещает преподавателям выставлять свои работы (участвовать в выставках) без её разрешения. Имеет ли на это право?

13.1. – вам надо написать коллективное заявление на директора в вышестоящий орган + в прокуратуру (есть права кого-либо действительно затронуты, то – обращаться за защитой в судебном порядке;
– когда напишут все, то это подтверждает его противоправное поведение, тем более вмешиваться в личную жизнь он не имеет никакого права…

13.2. Руководить вами директор может только в школе и в рамках трудовых обязанностей.Если вы пишете свои картины и это никак не связано с вашей работой в художественной школе, то распоряжаться своими картинами вы можете тоже по своему усмотрению (в том числе выставлять на выставках).

Другое дело, если ваши картины содержат порнографию или, например, явные призывы к насилию, то может возникнуть вопрос о возможности осуществления вами преподавательской деятельности в художественной школе. Особенно если в ней обучаются дети.

Консультация по Вашему вопросу звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России 14. Я проживаю в КНР. Работаю преподавателем по классу хореографии в детской школе искусств. Педагогический стаж 18 лет. В 2020 году планирую получить паспорт РФ и переехать на ПМЖ в Мурманскую область. Зачтётся ли мне мой педагогический стаж? Спасибо.

14.1. Правила учета льготного и страхового стажа для установления пенсии в РФ установлены Постановлением правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781. Преподаватель в детской школе искусств данным постановлением предусмотрен (пункт 2 Списка).

Однако, работа, предусмотренная пунктом 2 раздела “Наименование учреждений” списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г., засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г.

у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г.

в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела “Наименование должностей” и в пункте 2 раздела “Наименование учреждений” списка.

Кроме того, поскольку работа вне территории РФ, необходима справка об уплате обязательных платежей на пенсионное обеспечение в ЛНР.

Источник: //www.9111.ru/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B/%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%82_%D0%BB%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C_%D0%B2_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5/

Юрист Михеев