Могу ли я использовать картинку из интернета в качестве логотипа, если внесу незначительные изменения?

Как избежать штрафа за нарушение авторских прав в соцсетях

Могу ли я использовать картинку из интернета в качестве логотипа, если внесу незначительные изменения?

Карен Мирзоян, эксперт в области авторского права и сооснователь сервиса депонирования авторских прав «Банк Авторских Прав», специально для блога Нетологии написал статью о том, как вести соцсети, не нарушая авторских прав.

Одним текстом заинтересовать аудиторию в соцсетях очень сложно. Обязательно нужна иллюстрация для поста, а ещё лучше — несколько фото, мемы или даже видео. Но откуда брать такой контент легально, ведь за нарушение авторских прав может грозить штраф или даже уголовное преследование? В статье расскажу про особенности использования авторских прав в соцсетях.

У любого произведения есть автор и владелец прав. Это может быть один человек, коллектив или компания.

Использовать чужой контент без разрешения владельца прав нельзя.

Один из самых громких случаев наказания за нарушение авторских прав — история с фотографиями блогеров и издательским домом «Аргументы и факты». СМИ иллюстрировали свои материалы чужим контентом и в итоге потеряли больше 2 млн рублей по решению суда.

pravo.ru — Скриншот новости о судебном решении против АиФ

Суд, исследуя факты нарушения вины, будет обращать внимания на два момента:

  • использовалось ли произведение — так доказывается сам факт нарушения;
  • если да, то есть ли согласие правообладателя.

Все остальное, например, наличие коммерческой выгоды — это дополнительные аргументы. Поэтому, публикуя на своих страницах чужой контент, всегда задавайте себе главный вопрос: «Дал ли автор разрешение на использование своего произведения?». Если не можете ответить с уверенностью, что «Да», лучше воздержитесь от публикации.

Нарушая авторские права, вы подвергаете себя нескольким опасностям сразу.

  1. Продавать и тиражировать чужой контент — пиратство. Например, печатать диски с фильмами и продавать их в ларьках.
  2. Скопировать чужой контент полностью и разместить на своей площадке без указания источника — нарушение авторских прав. Например, создать сайт и публиковать на нём фотографии с других сайтов. С оговоркой: если сайт СМИ и вы цитируете чужой контент с указанием источника, то можно. Подробнее о цитировании ниже.
  3. Выдаёте чужой контент за свой — плагиат. Например, публиковать фотографии и указывать, что вы их автор.

Существует две опасности, связанные с использованием чужого контента.

  1. Вами могут заинтересоваться правоохранительные органы — это угроза штрафа или реального срока. Регулируется статьёй 146 УК РФ или статьёй 7.12 КоАП РФ.
  2. Правообладатель может подать на вас в суд и взыскать деньги за использование контента плюс моральный ущерб. Ориентироваться нужно на статьи 1260 и 1270 ГК РФ.

Вывод: использовать и перерабатывать чужой контент без разрешения владельца прав на него — нельзя.

В законодательстве есть термин «цитирование», который регулируется статьёй 1274 ГК РФ. Вы можете использовать часть чужого произведения в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях.

Если возникнет конфликт, то суд будет устанавливать, какие цели вы преследовали, цитируя чужой контент. Прикрыться информационной целью вряд ли получится, если ваш аккаунт наполнен товарами, услугами и ценами на них. Объем цитирования должен быть «оправдан вашими целями». Точной цифры в законе нет.

Просто разместить на своей странице чужое видео даже со ссылкой на автора — это не цитирование.

consultant.ru — скриншот статьи 1274 ГК РФ

Например, вы сделали скриншот и с помощью него иллюстрируете собственный контент. Как в примере ниже — мы сделали скриншот видео, размещённого на нашем сайте и указали его адрес. Если на странице будет отдельно указан правообладатель — стоит написать и про него.

Создавайте свои иллюстрации, делайте скриншоты, встраивайте их в собственные посты и статьи так, чтобы они были частью контента.

bankprav.ru — скриншот-иллюстрация для примера цитирования

Есть ещё способы использовать чужой контент без проблем. Например, создавать карикатуры. Будьте аккуратны, можно получить иск о защите чести и достоинства.

Запрета на создание производных произведений по мотивам нет — фанатское творчество ничего не нарушает, если появляется в результате творчества автора и с нуля, а не является простой переработкой.

Например, изменить имена в истории про Гарри Поттера и выдать книги за свои — это нарушение. Создать новую историю о приключениях Поттера — это фанатское творчество.

Будьте аккуратнее с использованием фирменного стиля и логотипов — они могут быть защищены.

Лицензия — это специальное разрешение на использование произведения, которое устанавливает правообладатель. Фактически это выглядит так: например, фотография публикуется, рядом с ней пишется вид лицензии. Есть несколько общепринятых шаблонов.

Creative Commons. Есть несколько подвидов с особыми требованиями, обозначаемые аббревиатурой.

  • СС — особых условий нет, можно пользоваться бесплатно;
  • NC — только некоммерческие цели;
  • BY — использовать можно с указанием автора и ссылкой на источник;
  • ND — нельзя изменять и модифицировать, только в оригинальном виде;
  • SA — можно изменять и создавать производные, которые дальше будут распространяться на условиях оригинального произведения;
  • SP — можно использовать фрагментарно (актуально для музыки);
  • Non-SP — аналог SP, но только для некоммерческого использования.

Аббревиатур может быть несколько — тогда придётся соблюдать требований каждого типа.

Public Domain — произведения, переданные в общественное достояние. Обычно такая лицензия ставится на продукт через 70 лет после смерти владельца прав. Нужно указать автора.

СС0 — это разновидность лицензии Creative Commons, в которой автор самостоятельно отказывается от всех прав и продукт становится общедоступным.

Авторов никто не обязывает ставить тип лицензии на свой продукт. Если вы хотите использовать фотографию или видео чужого авторства и рядом с публикацией нет указания на тип лицензии — свяжитесь с автором и получите разрешение. Делайте это в письменном виде.

Читать также

Особенности создания публикаций для разных социальных сетей

  • Освойте одну из самых востребованных digital-профессий
  • Отработайте навыки на проекте от реального заказчика
  • Составьте стратегию продвижения проекта в соцсетяхи добавьте её к себе в портфолио

Проблемы с фотографиями могут возникнуть не только из-за нарушения авторских прав. Изображение человека охраняется по закону, и гражданин может разрешить или запретить использование своего изображения.

Если вы приобрели снимок в крупном фотобанке, например, Depositphotos или Shutterstock, то проблем с людьми быть не должно — разрешение на использования их изображения люди на снимках дали фотографу, через особый документ, «модельный релиз». Но все равно внимательно читайте условия использования в правилах фотобанков, судебные разбирательства бывают и у покупателей этих стоков.

Разрешение от моделей не нужно, в общественном месте со свободным доступом или на публичном мероприятии, и человек не является основным объектом на таком фото.

Но даже в таком случае взять разрешение автора фотографии все же нужно.

Если вы создаёте коллаж из нескольких фотографий, то необходимо получить разрешение от всех авторов или использовать снимки с установленным типом лицензии СС0 или CC. В ином случае вы нарушите сразу несколько статьёй ГК РФ.

Яркий пример — Советский районный суд Ростова-на-Дону признал ООО «Престиж-Сервис» в использовании чужих фотографий через создание коллажа и размещение его на сайте. Итог — судебное решение о выплате владельцу фотографий более 80 тысяч рублей.

rospravosudie.ru — судебная практика по нарушению авторских прав в сфере использования коллажей

Использование видео или музыкальных произведений регулируется теми же правилами, что и в случае с текстовым контентом — нужно разрешение автора.

Если вы хотите поделиться видео с помощью встраивания ролика с в свою статью — никаких проблем не будет. Скачаете видео и зальёте на свой хостинг — все зависит от типа лицензии, установленного на это видео.

Есть «лайфхак» — вы можете использовать «цитирование видео» так же, как и в случае с текстом. Например, вырезать из оригинала несколько секунд и снять собственный ролик, в котором озвучить комментарии и собственную оценку «исходника». Важна цель использования — не публикуйте такие ролики на коммерческих страницах и не продавайте в самом видео свои товары и услуги.

С музыкой ситуация аналогичная.

Будьте аккуратнее с использованием логотипов компаний и их фирменных стилей.

Создание изображений, с использованием фирменного стиля другой компании, и их публикация также может привести к судебному разбирательству. Закон разрешает использовать слово из товарного знака в статьях с описательной и информационной целями.

Если вы столкнётесь с зарегистрированным товарным знаком, и речь о логотипе, то статья 1274 ГК РФ разрешает его использование только для цитирования и с определённой целью — в нашем случае, с критической или информационной целью.

Точного определения целей нет, степень нарушения будет решать суд.

Для поиска бесплатных изображений есть несколько способов:

  • сервис images.google.ru с указанием нужного типа лицензии в форме «Настройки» → «Расширенный поиск»;
  • бесплатные фотобанки;
  • договорённости с автором фотографий напрямую.

Поиск картинок через google.com

можно взять:

  • на фотостоках и специальных хостингах, внимательно прочитав условия использования;
  • На , найдя ролики с лицензией СС.

Но идеальным вариантов будет создание собственного контента — фотографируйте, снимайте видео, делайте скриншоты.

Начав создавать собственный авторский контент, вы столкнётесь с его копированием. Просьбы удалить с чужих сайтов ваши произведения приведут в лучшем случае к удалению по обоюдному согласию, в худшем — к банальному хамству со стороны недобросовестных владельцев площадок.

Защищать свои права в суде сложно — недостаточно просто сказать, что контент ваш, придётся представить доказательства. Например, заверенное право у нотариуса — это затратно и требует времени. Как вариант — использовать онлайн-депонирование авторских прав через специальные сервисы.

Использовать чужой контент можно бесплатно, если:

  • разрешение на использование оговорено с автором (письменно);
  • есть лицензия нужного типа;
  • произведение является общественным достоянием;
  • контент используется в рамках цитирования или как объект обсуждения.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Источник: //netology.ru/blog/avtorskie-prava-v-socsetyakh

Использование чужой фотографии без согласия ее владельца — можно ли публиковать, статья за фото без разрешения

Могу ли я использовать картинку из интернета в качестве логотипа, если внесу незначительные изменения?

Производить фотоконтент накладно, но использовать чужое изображение без разрешения владельца еще дороже. Компенсация автору за одно опубликованное фото без согласия может достигать 5 миллионов рублей согласно статье 1301 Гражданского кодекса. Причем ответственность за соблюдение прав несет владелец сайта, даже если чужие фотки выкладывают форумчане. Рассказываем, что делать.

Кому принадлежат фотографии

У каждой фотографии есть автор. Он вправе требовать, чтобы на изображении указывалось его имя. Авторское право начинает действовать в момент создания произведения и принадлежит только автору — продать или подарить его нельзя. Регистрировать дополнительно тоже не нужно: чтобы доказать в суде авторство фотографии, обычно достаточно иметь исходники.

Еще у автора есть имущественные права на изображения — он может их публиковать, изменять, продавать, использовать в рекламе. Имущественные права отчуждаемы: их можно купить, продать, получить в подарок или отдать бесплатно.

Когда фотограф снимает фотосессию на заказ, то права делятся: авторское право навсегда остается фотографу, а имущественные права получает заказчик. Их объем прописывают в договоре. Фотограф может передать права на публикацию изображений без права вносить изменения. Тогда фотография будет принадлежать заказчику, но вставить ее в коллаж он не сможет.

Если на фотографии человек, надо еще и от него получить письменное разрешение на использование изображения. Если вы сфотографировали сотрудника, без его подписи этот снимок нельзя поставить на рекламный баннер. Это распространяется на фотографии всех людей, потому что иначе нарушаются нормы законодательства о персональных данных. Однако есть несколько исключений. Разрешение не нужно, если:

  • это публичная личность;
  • съемка проходит в местах массового скопления людей;
  • модель получила оплату за фотосессию.

Как публиковать фотографии из интернета законно

Получить разрешение автора. Часто достаточно попросить разрешения использовать фотографии на сайте. Обычно авторы требуют указать их имя и ссылку на источник: блог, аккаунт в соцсети, сайт. Сохраняйте переписку, чтобы доказать правоту в случае разбирательства. Размещение фото без согласия владельца чревато нарушением закона.

Использовать фотографии без авторского права. Как правило, авторское право действует ограниченное время. В России оно заканчивается через 70 лет после смерти автора.

Поэтому фотографии, картины, гравюры мастеров, живших вплоть до начала XX века, уже преимущественно свободны от авторских прав и относятся к общественному достоянию — как и любые фотографии или сканы таких произведений.

Если фотограф снял картину «Девятый вал», у него нет прав на эту фотографию.

Действовать в рамках свободного цитирования. В законе указано правило свободного цитирования, которое разрешает использовать чужие произведения без согласия автора. Однако необходимо одновременно соблюдать три требования:

  1. Использовать изображение в некоммерческих целях: научных, образовательных, информационных, культурных, критических.
  2. Указывать автора и ставить ссылку на источник.
  3. Цитировать в оправданном объеме.

Здесь есть нюансы. Например, вставлять в рецензию кадры из фильма можно, в рекламную брошюру — нельзя.

Фотографии можно использовать для иллюстрации текста или в качестве примеров, а для усиления «художественного воздействия на читателя» — нет.

Еще в законодательстве для фотографий не обозначен точно допускаемый объем цитирования, поэтому непонятно, можно использовать все фото без согласия человека из коллекции или только выборочно.

Брать фотографии с подходящими лицензиями. Есть два основных типа лицензии: при All Rights Reserved необходимо получать разрешение, а для Creative Commons оно не нужно. Фотографии по лицензии Creative Commons (CC) обычно и используют на сайтах. У нее есть несколько разновидностей: 

  • Public Domain Dedication (CC0) — картинка относится к общественному достоянию. Можно делать все, что хотите;
  • CC Attribution (CC-BY) — разрешено использовать для любых целей и изменять изображение. Необходимо указать автора и источник;
  • CC Attribution — Noncommercial (CC-BY-NC) — можно использовать и изменять изображения только в некоммерческих целях и при указании автора и источника;
  • CC Attribution No Derivatives (CC-BY-ND) — можно только использовать картинку без изменений, указывая автора и источник;
  • CC Attribution Non-Commercial No Derivatives (CC-BY-NC-ND) — можно использовать при соблюдении трех условий: без изменений, для некоммерческих целей и с указанием автора и источника.

Что делать, когда получили претензию за незаконное использование фотографии

Маргарита Ледовских, медиаюрист, эксперт в области информационного права, руководитель проекта «Право в сети»:

«Сначала надо понять, обоснована претензия или нет, потому что от этого зависит алгоритм действий. В первую очередь посмотрите, какая ситуация у вас на сайте. Если дело дойдет до суда, то какие основания есть на использование изображений. 

Если права нарушены, а требования истца адекватные, то я рекомендую договориться. На моей практике вопрос обычно застревает на финансах. Использование изображений без разрешения приносит моральный вред, за который и требуют денег.

В судебной практике он обычно оценивается в 20–30 тысяч рублей. Если у владельца сайта требуют похожую сумму, вплоть до 50 тысяч рублей, то лучше договориться.

Потому что суд принесет дополнительные траты времени и денег на юриста, а в случае проигрыша — еще и оплату судебных издержек второй стороны. 

После договоренностей ни в коем случае нельзя просто так перечислять деньги. Сначала подпишите соглашение об урегулировании спора в досудебном порядке. В нем укажите, какую сумму и как вы переводите, отметьте, что спорная фотография удалена, а стороны не имеют претензий друг к другу. В противном случае истец может все равно подать в суд, только выдвинуть дополнительные требования.

Иногда владельцы сайта, получив претензию, просто удаляют фотографии и считают, что теперь ничего нельзя будет доказать. Как правило, это не так. Посмотрите на то, как составлена претензия. Если она юридически грамотна и содержит ссылки на законы, то, скорее всего, истец подготовился и уже зафиксировал и заверил факт нарушения нотариально. 

Если претензия не обоснована, все равно нельзя ее игнорировать. Надо составить мотивированный отказ, в котором объяснить свою позицию и убедить человека, что у него нет шансов выиграть суд при подаче иска.

Еще бывает, что человек просит удалить фотографии, на которых он изображен, даже если он давал письменное согласие. Надо понимать, что у него есть такое право — отзыв согласия. В этом случае надо удалить фотографию, потому что иначе впоследствии человек может требовать через суд не только убрать изображение, но и компенсировать моральный вред».

Где в интернете брать картинки бесплатно и как использовать чужую фотографию без согласия

Использовать общественное достояние. Ищите изображения, свободные от имущественных прав: иллюстрации Британской библиотеки и Old book illustrations, произведения из Музея современного искусства и музея J. Paul Getty, фотографии NASA, подборки винтажных постеров, исторических фотографий и черно-белых изображений.

Подбирать в поиске. Для этого подойдет ресурс Compfight, с помощью которого можно найти изображения для коммерческих целей.

Он ищет по ключевым словам среди бесплатных картинок на Flickr и на платном сайте Shutterstock. Удобный поиск есть и на Creative commons.

Можно задать критерии поиска: для коммерческих целей и с правом редактирования. Поиск идет по Flickr, Google image, Pixabay и Open Clip Art Library.

Воспользоваться бесплатными фотостоками. Их очень много. Приведем в пример несколько: Unsplash, Best stock photo, Pexels, RGB Stock и русскоязычный Free Stock Images.

Еще есть тематические фотостоки. Так, фотографии еды можно скачать с порталов Foodies feed и FreeFoodPhotos, природу — с Free Nature Stock, путешествия — с Travel Photos, виды городов — с Big foto, креатив — с Gratisography, lifestyle — со стока кофемана Каролины, а паттерны — с Pattern Library.

Кратко

У каждой фотографии есть автор, который вправе передавать имущественные права: продавать, дарить, публиковать или редактировать изображения.

Чтобы не нарушать чужие права, можно спрашивать разрешение у автора, использовать фотографии из фотобанков или относящиеся к общественному достоянию, размещать изображения согласно правилам свободного цитирования.

Использовать фотографию человека можно только с его письменного согласия, за исключением трех условий: он — публичная личность, оплачиваемая модель или запечатлен в общественном месте. Помните: публикация фото без согласия — нарушение статьи Гражданского кодекса!

Источник: //geekbrains.ru/posts/images_licensing

Как не нарушить закон, используя картинки из интернета

Могу ли я использовать картинку из интернета в качестве логотипа, если внесу незначительные изменения?

У любой картинки есть автор. Иногда автор оставляет за собой права на картинку, но чаще передает их другому правообладателю. Когда вы используете картинку не так, как договорились с правообладателем, вы нарушаете авторское право. Такое нарушение в России карается по статье 146 «Нарушение авторских и смежных прав». Наказание по статье — штраф до 1 млн рублей или тюремный срок до 2 лет.

Рассмотрим сперва спорные ситуации, где правообладатель неясен, а после расскажем о лицензиях на картинки и объясним, зачем это нужно.

Определяем авторские права на фанатские произведения, аватарки и скриншоты

Допустим, вы сделали скриншот игры для информационной статьи. Или нарисовали картинку с персонажем игры. Или ваша аватарка в социальной сети. Вас фотографировал другой человек. Кому вообще принадлежат такие изображения, и как можно их использовать?

Скриншоты и фанатское творчество признаны самостоятельными произведениями, использующими часть чужой интеллектуальной собственности. В подобных случаях использование чужой собственности признается цитированием. За цитирование наказаний не

Мы цитируем Евгения Баженова, который цитирует фильм «Мантикора» в целях критики.

Посмотреть обзор на

Но допустимые размеры цитат и количество цитирований не урегулированы законом, поэтому по каждому подобному судебному делу проводят экспертизу, в ходе которой и решают, нарушило ли произведение закон или нет. То же самое касается книг, фильмов, сериалов и прочей интеллектуальной собственности.

А вот авторские изображения — интеллектуальная собственность автора, если он не передал вам права. С чужими скриншотами то же самое — их использование зависит от того, как вы договоритесь с автором.

Мы написали подробное руководство по скриншотам. Если вы используете скриншоты в работе, почитайте, как сделать их крутыми и наглядными.

Что такое лицензия на картинку и зачем она нужна

Правообладатель устанавливает на картинку лицензию — специальное разрешение на разрешенные правообладателем действия. Для установки достаточно рядом с картинкой или прямо на ней написать, по какой лицензии распространяется изображение. Чтобы не писать в договорах кучу раз одно и то же, выработали шаблоны лицензий.

Этих шаблонов много, поэтому мы выделим их в отдельные группы:

  • Лицензии на продаваемых картинках.
  • Лицензии на картинки в бесплатном доступе.

Лицензии на продаваемых картинках

На некоторых фотостоках не придерживаются существующих лицензий, а пишут свои условия, и указывают их на сайте. У Depositphotos, например, две лицензии: обычная и расширенная. Если на фотостоках не прописывают собственные лицензии, картинки продают по следующим лицензиям:

Rights-managed (RM). Лицензия с управляемыми правами — на такие картинки можно заключить разные контракты с разными покупателями. Картинку по RM можно купить для одноразового использования, а можно купить со всеми правами на нее. Условия такой лицензии безграничны.

Rights-ready. Лицензия, при которой картинку покупают для использования в конкретном проекте с конкретной целью. Вот купили вы фотографию картины для тематического сайта.

В лицензии прописано «для информирования читателей». Значит, вы можете использовать ее в статье об этой картине.

А если вы решите на этом же сайте картину продать, то либо фотографируйте ее сами, либо платите авторам дополнительные отчисления.

Royalty-Free (RF). Лицензия без ограничений на использование. За такую картинку вы платите один раз, а потом используете в любых целях. Но есть и свои ограничения — например, тиражное. Если картинка с тиражным ограничением в 5000 поступит в печать, то за 5001-ую печатную копию придется платить дополнительные отчисления владельцу авторских прав.

Extended Royalty-Free. Расширенная роялти-фри лицензия. Стоит дороже в 5–10 раз обычной, зато нет ограничений. Картинку с расширенной роялти-фри лицензией вы можете печатать хоть 1000 раз, хоть 100 000.

Editorial license. Картинки с этой лицензией можно использовать только в образовательных и информационных целях. Вы можете проиллюстрировать информационную статью или новость, но не можете использовать изображение для промостраницы.

Вот так выглядит окно покупки на Депозитфото

Лицензии на картинки в бесплатном доступе

Здесь мы рассмотрим три вида: лицензии Creative Commons, лицензия Public Domain и лицензия CC0.

Картинки с лицензией Creative Commons распространяют в бесплатных фотобанках. Их можно использовать, но есть нюансы. У Creative Commons есть «подвиды» лицензий.

Для каждой картинки пишут специальную аббревиатуру из сокращений. Каждый подвид обозначается двумя буквами. Всего этих подвидов пять.

Даем расшифровку, чтобы вы могли взглянуть и определить, подойдет ли вам картинка с такой лицензией:

  • CC (Creative Commons). Присутствует в аббревиатуре всегда. Если у правообладателя нет условий для использования картинки, то в лицензии указываются только эти две буквы.
  • NC (non-commercial). Картинку можно использовать в некоммерческих целях. Идеальная ситуация — сайт, паблик или страница в социальных сетях без монетизации. Если вы будете использовать изображения для рекламы компании, услуги или продукта, вы нарушите права. В теории, если вы монетизируете сайт за счет своих услуг, но при этом картинка не используется для продажи услуги или продукта, суд вас оправдает. На практике все будет решать судебная экспертиза.
  • BY (attribution). Картинку можно использовать, только если укажете имя и фамилию автора, а после приложите ссылку на сайт-источник. Если имя автора нигде не указано — хватит ссылки. Не указываете автора — нарушаете лицензию.
  • ND (no derivative works). Картинку с этой лицензией нельзя изменять, но можно использовать в любых целях. Вы можете сделать из цветной картинки черно-белую, но выкладывать ее в интернет нельзя, даже в закрытый доступ. Распространяете измененное изображение — нарушаете лицензию.
  • SA (share-a). Если вы изменяете картинку, вы обязаны распространять ее с той же лицензией, что у оригинала. Распространяете по другой лицензии — нарушаете лицензию.

И все бы хорошо, но есть проблема с нашим законодательством. По идее, лицензии Creative Commons действительны во всем мире. Но в России ее нормы не прописаны, поэтому неизвестно, как пойдет дело, если в нем фигурирует лицензия CC или ее нарушения.

Картинки с маркой Public Domain — изображения, переданные в общественное достояние. Их можно использовать в любых целях, но вы обязаны указывать автора. В публичный доступ изображения переходят спустя 70 лет после смерти автора, но иногда авторы отказываются от авторских прав сами.

CC0 — одна из лицензий Creative Commons. Мы выделили ее в отдельный пункт, потому что по этой лицензии автор отказывается от авторских прав и дает разрешение на неограниченное использование изображения.

Это не равно марке Public Domain — если автор захочет, он может поставить на картинку другую лицензию.
Но это не повод бояться суда и штрафов. Правообладатель не может поменять лицензию, а потом подать на вас в суд — по закону он обязан направить досудебную претензию.

Если вы уберете изображение, когда получите претензию, то закон не нарушите.

Где покупать изображения

  • Shutterstock — 100 млн изображений для СМИ и бизнеса
  • Depositphotos — тут изображений поменьше и их можно использовать не так широко, как картинки с Shutterstock, зато и стоят они меньше
  • Photogenica — российский фотобанк с ценами от 33 рублей за подписку. Распространяет изображения только по лицензии Royalty-Free
  • Lori — российский фотобанк с 21 млн изображений

Где искать бесплатные картинки

Тут три варианта:

  • Найти в Гугле с применением дополнительных настроек
  • Взять из социальной сети, если договоритесь с автором
  • Взять с бесплатных фотостоков

Переговоры с авторами картинок — это тема для отдельной статьи, здесь мы ее рассматривать не будем. Зато пройдемся по Гугл-поиску и составим список фотостоков.

Поиск картинок в Гугле

Чтобы найти картинки с нужными лицензиями, зайдите на images.google.ru. После следуйте инструкции.

Заходим на Гугл-картинки → вбиваем поисковый запрос → нажимаем «Настройки» → переходим в раздел расширенных настроек → внизу страницы ищем раздел «Права на использование» → выбираем нужный вариант → готово!

Если не хотите заходить на гугл-картинки по прямой ссылке, можете перейти на картинки из обычного поиска — там тоже есть настройки.

Памятка

Чтобы не нарушить закон, нужно:

  • Использовать платные и бесплатные фотостоки.
  • Использовать изображения с них по предоставленной лицензии.
  • Искать картинки через расширенный поиск Гугл или делать самостоятельно.

Источник: статья на Content.Guru →«Как не нарушить закон, используя картинки из интернета»Больше полезных материалов →ru.content.guru

Источник: //zen.yandex.ru/media/id/5a968aa6256d5c111c2b7d71/5a9808e85f4967cfcbc77f8c

6 распространенных ошибок при разработке логотипов

Могу ли я использовать картинку из интернета в качестве логотипа, если внесу незначительные изменения?

Логотип является, пожалуй, самым важным элементом любого успешного бренда. Он предназначен для того, чтобы продемонстрировать индивидуальность бренда и в одно мгновение описать то, чем занимается компания.

Логотипы никогда не должны быть трудными для понимания – тогда они становятся бессмысленными (только если ваша целевая аудитория не любит головоломки, а компания их производит).

Но даже тогда логотип должен передавать идею бренда доступно, без подсказок и моментально:

Печально известный редизайн 2010 года логотипа компании Gap получился настолько плохим, что был без церемоний послан в утиль в течение недели после запуска.

Разработка логотипа – это сложное дело, и даже крупнейшие организации могут его провалить. В 2010 году редизайн логотипа фирмы Gap был отменен в течение недели, а недавно ребрендингу Yahoo! был также оказан холодный прием.

Это не точная наука, в этом вопросе нужен хороший уровень креативности.

Также разработка логотипа включает в себя знание того, как передать информацию с помощью цвета и образа, что подразумевает наличие определенных теоретических познаний.

Учитывая вышесказанное, давайте рассмотрим некоторые из наиболее распространенных ошибок, которые можно найти в дизайне логотипов, и выясним, почему они не работают.

Я начала именно с этого пункта, поскольку в настоящее время мы прочно обосновались в мобильном поколении, и сейчас важнее, чем когда-либо, гарантировать, что масштабирование логотипов на главном устройстве происходит корректно.

Изображения должны отображаться с неизменным качеством, без проблем с пикселизацией, так что растровая графика не является идеальной для этой цели.

Использование растровых изображений больше не является распространенной практикой, большинство дизайнеров благоразумно применяют векторную графику, которая хорошо масштабируется, так как в ней не используются пикселы, и соответственно, не происходит потери качества.

Кроме того, редактировать векторную графику намного легче, и зачастую проще работать с первоначальными эскизами:

Растровая (основанная на пикселях) графика против векторной.

Даже при работе с более традиционной печатной графикой, растровые изображения не всегда совершенны. Как правило, результат их масштабирования до больших форматов, таких как рекламные щиты и баннеры, выглядит размытым.

И хотя Photoshop достаточно умен в вопросе масштабирования пикселей, вектор все же делает жизнь легче.

Однако, имейте в виду, что из-за математического подхода, с помощью которого векторная графика обрабатывает данные, векторные изображения не подходят для детализированных цветов, и могут не поддерживать некоторые эффекты, такие как, например, падающие тени.

Для логотипов на сайтах можно использовать HTML5 вместе с SVG (масштабируемая векторная графика), чтобы вставить логотип непосредственно в код.

Это к тому же и очень легковесное решение, поэтому оно идеально подходит для отзывчивого дизайна веб-сайтов. Еще такие логотипы замечательно смотрятся на дисплеях Retina.

В дизайне, кажется, всегда есть какая-то новая тенденция, будь то веб-дизайн, графический дизайн или даже мода.
Возьмем, к примеру, нынешнюю тенденцию к плоскому и минималистичному дизайну.

И хотя есть несколько впечатляющих сайтов, использующих этот подход, вы должны спросить себя: «Как долго это будет в моде?»

Логотип Skype кричит «Привет» из 2006 года!

Приобретение нового логотипа подобно покупке хорошего костюма. Эта должна быть инвестиция на несколько лет вперед – а не только на один сезон.

Skype разработал свой логотип в разгар моды на глянцевый пластик периода web 2.0. Будьте уверенны, такой логотип был на пике популярности в 2006 году, но с тех пор устарел, как наполовину надкушенное яблоко. Этот логотип навсегда привязан к тому периоду истории.

Другой отличный пример того, как пользователи могут негативно воспринять новый логотип, относится к случаю с Калифорнийским университетом.

Его новый минималистичный логотип вызвал протест 50 000 недовольных студентов и сторонников. Онлайн петиция (сейчас она закрыта) пыталась заставить администрацию университета прекратить использование «монограммы», несмотря на то, что логотип получил: «…похвалу от группы опытных экспертов в области дизайна, не связанных с университетом».

Новый логотип Калифорнийского университета.

Кажется, университет должен был больше заботиться о креативности в вопросе поиска финансирования, а не в разработке логотипов, говорится в письме, написанном Гавином Ньюсомом, заместителем губернатора, президенту университета:

Первоначальный логотип Калифорнийского университета.

Многие люди, связанные с университетом, считали, что новый логотип не говорит ничего о самом учреждении. Ньюсом отметил, что многие полагали, что этот логотип «…не чтит историю и престиж Калифорнийского университета».

С учетом вышесказанного, стоит точно узнать, как компания хочет представить бренд. Но еще важнее знать, чего хотят его пользователи и клиенты.

Не стоит чрезмерно увлекаться, работая со шрифтами. Плохое сочетание может выглядеть глупо, а выбор шрифта, не подходящего к имиджу бренда, может стать фатальным.

Например, дизайн логотипа для юриста с использованием шрифта Comic Sans (да, я знаю, все ненавидят его), кажущийся веселым и забавным, вряд ли понравится клиенту.

Набрасывая первоначальные идеи, тщательно подумайте о том, что должен выражать шрифт – не словами, а чувствами.

Так, вышеупомянутый юрист, предположительно, искал бы что-то, что передает чувство доверия и профессионализм. Производитель детской одежды, возможно, предпочел бы использовать что-то забавное, и в то же время – передать родителям информацию о качестве товара:

При выборе шрифта подумайте о:

  • компании, для которой вы разрабатываете логотип – чем она занимается, насколько формальны вы должны быть, и какова основная идея, которую вы хотите передать;
  • как шрифт впишется в общий дизайн;
  • как можно использовать отрицательное пространство для достижения великолепных результатов.

Отличным примером последнего является знаменитый логотип FedEx, в надписи которого используется отрицательное пространство для создания фигуры в виде стрелки, подсказывающей скорость и направление:

В этом логотипе присутствует много шрифтов, но нужно отдать должное, ребята из Little Brother Brewery предоставляют очень тщательное и хорошо аргументированное обоснование своего решения.

Другой распространенной ошибкой при разработке логотипов является использование слишком большого количества шрифтов. Придерживайтесь одного или двух – иначе может получиться винегрет.

Творение Джулиан Хэнсон – это своего рода карта того, как использовать шрифты; это интересно и полезно в качестве общего руководства.

Хм…что-то это мне напоминает…

В то время как имитация вполне может быть самой искренней формой лести, подражание дизайну других брендов – это не круто.

Прежде всего, что это говорит о вас как о дизайнере?

Это говорит, что у вас недостаточно креативности, и предполагает наличие определенного количества лени.

Возможно, и есть соблазн воспользоваться цветами Google (которые, кстати, сочетаются очень хорошо – что редко происходит при использовании нескольких цветов). Но что это скажет о компании, для которой вы создаете логотип?

А скажет это то, что компания пытается выехать на успехе других. Не лучшее представление.

Это возвращает нас, в некоторой степени, к вопросу о трендах и преходящих увлечениях, так как пока тренд в моде, легко скопировать что-то, даже непреднамеренно, особенно учитывая нынешнее увлечение минимализмом.

Проводите свое исследование и всегда будьте оригинальными, и тогда ваши клиенты будут вам благодарны за это, а вы не будете, в конечном итоге, защищаться в суде по делу об интеллектуальной собственности.

Иногда существует соблазн создать нечто, что по-настоящему раскроет ваши умения, но станет слишком сложным, и тогда ваш затейливый замысел может провалиться.

Начнем с того, что возможно, такой логотип нельзя будет использовать во всех случаях, таких как печать и веб, особенно когда при масштабировании теряются детали.

Простота играет ключевую роль по нескольким причинам, в том числе:

  • Мгновенное влияние: вы хотите, чтобы клиент и потребитель могли мгновенно уловить идею, которую выражает логотип;
  • Высокая запоминаемость: логотип, который можно сразу понять, людям легче запомнить;
  • Легкое воспроизведение: логотип должен обладать способностью воспроизведения в любом размере, на любом носителе, без потери своего воздействия.

Сравнение логотипов фестивалей вина и закусок: EPCOT против Newcastle.

Давайте взглянем на два сопоставимых логотипа фестивалей вина и закусок.

EPCOT передает свою идею с помощью:

  • 2-х очень разных шрифтов;
  • 10-ти цветов;
  • 1-го логотипа с макаронами и вилкой (тоже уродливыми);
  • 1-го логотипа в виде набора палочек и чашки (я так думаю);
  • 1-го логотипа с круассаном;
  • 1-го логотипа со сливой (наверное);
  • 1-го логотипа со штопором.

И я до сих пор считаю, что все это крайне трудно разобрать в виде букв.

Newcastle рассказывает свою историю с помощью 1-го шрифта, 2-х цветов и комбинирует два визуальных образа (вилку и бутылки) в одну простую форму.

Им не нужна была целая вилка – только существенные части, чтобы сделать ее «вилкоподобной». И мы все сразу узнаем что это.

Я думаю, что отличные логотипы – это то, что остается после того, как вы удалили все неважные элементы.

Простота не обязательно означает минимальность. Но в то же время, неплохо убедиться, что все компоненты хорошо смотрятся вместе, и нет конфликтов цвета и шрифта.

Логотип LSO символизирует дирижера с палочкой.

Касательно последнего пункта, следует помнить, что логотипы это не схемы или обучающие рисунки.

Отличные логотипы обычно намекают на тему, но нет необходимости иллюстрировать ее в точности.

Лондонскому симфоническому оркестру не нужно рисовать скрипки, виолончели или литавры. Его знаменитая надпись «LSO» передает эмоции и энергию, а также блестяще намекает на дирижера в азарте работы.

Также как и заголовок для журнала «Families» («Семьи») не нуждается в тщательной иллюстрации конкретных родителей и детей, или даже человеческих лиц и тел.

Наш мозг устроен так, чтобы мы обнаруживали человеческие фигуры в окружающем мире. Вот почему мы видим очертания лиц в облаках, на коре деревьев и тостах – и мы интуитивно распознаем папу, маму и ребенка в масштабированной надписи «iIi» как небольшую семью. Ловко!

Попытайтесь попасть в сущность объекта или организации. Вы можете связать образ медведя только с лапой? Или даже всего с одним когтем?

Просто. Незабываемо. Креативно.

Это, конечно, лишь немногие из тех ошибок, которые могут возникнуть при разработке логотипов.

Важно быть творческим, но придерживаться лаконичности, разумно использовать цвета и шрифты и избегать стоковых изображений. Ведь их может заполучить каждый.

Шесть самых важных моментов, которые следует учитывать при разработке логотипа, по моему мнению, это:

  1. Узнать аудиторию;
  2. Познакомиться с имиджем бренда изнутри;
  3. Получить подтверждение первоначальных идей и не позволять клиенту диктовать слишком многое (помните, что дизайнер — вы);
  4. Придерживаться простоты;
  5. Обеспечить совместимость с разного рода носителями;
  6. Сделать логотип запоминающимся.

Дизайн, в определенной степени, субъективное дело. Но проведение собственного исследования и уверенное знание того, кого представляет ваш логотип, делает дизайн менее субъективным.

Если вы полностью осведомлены о том, чего хотят заказчики, даже если они сами не знают, чего хотят, тем больше шансов, что вы на правильном пути.

Что, естественно, делает клиента довольным, торговую марку – привлекательной для потребителей, а для вас, как дизайнера, формирует великолепное портфолио.

Данная публикация представляет собой перевод статьи «6 Common Mistakes in Logo Design» , подготовленной дружной командой проекта Интернет-технологии.ру

Источник: //www.internet-technologies.ru/articles/6-rasprostranennyh-oshibok-pri-razrabotke-logotipov.html

Как использовать чужие фотографии, не нарушая авторских прав — опыт BigPicture.ru — Офтоп на vc.ru

Могу ли я использовать картинку из интернета в качестве логотипа, если внесу незначительные изменения?

Фоторедактор ресурса BigPicture.ru Никита Евдокимов написал для ЦП колонку о том, как онлайн-издание может избежать проблем с нарушением авторских прав на фотографии.

Автор рассказал, какие существуют способы законно копировать картинки с других сайтов, и порассуждал о том, почему большинство изданий не задумывается о соблюдении авторских прав.

Мне кажется, мир делает огромные успехи в области борьбы за соблюдение авторских прав. Как только крупные правообладатели сообразили, что цифровое пиратское распространение контента нельзя остановить или обуздать какими бы то ни было способами, и сосредоточились на том, чтобы легальный контент можно было потреблять быстро и легко — мир изменился.

Я не заметил, как изменился сам. Когда стало проще заплатить, а не своровать — я перестал. Я плачу за книги, за музыку, за кино. Цены разумные, мне приятно и легко расставаться с деньгами, я точно знаю, что часть из них дойдет до авторов.

К сожалению, вся эта радостная история совершенно не касается фотографий. Друзья, с воровством фотографий дело полный швах. Оно тотально. Я не знаю почти ни одного популярного ресурса, где бы я за пару минут не нашел изображений, нарушающих авторские права. Отличаются только те редкие ресурсы, где в штате есть профессиональный фоторедактор.

На самом деле, нельзя взять фотографию, поставить ссылку на то место, где ты ее взял, и опубликовать (возмутительное свинство, когда фотографии вообще не подписывают). Почему нельзя? Потому что все изображения защищены законом об охране авторского права. И если вы не согласовываете публикацию с правообладателем изображения — вы нарушаете закон.

Давайте поставим простой эксперимент. Заходим на главную страницу ЦП, берем любую фотографию и проводим обратный поиск в Google (я совершенно честно ткнул в первую попавшуюся картинку). Вот такая выходит драма в трех частях:

И что выясняется? Выясняется, что фотография принадлежит агентству Global Look Press. И да, они могут пойти в суд. И выиграют. И будут правы. Авторские, блин, права. Они возникают в момент создания фотографии или изображения. А исчезают только через 70 лет после смерти автора.

Поэтому автор фотографии справедливо может возмутиться, обнаружив, что его картинку используют без его ведома (и без вознаграждения тоже). Конечно, до суда доходят единицы. Обычно все сводится к требованию удалить фотографию с сайта (или фотографии).

Иногда, если автор настойчиво ведет переговоры, использует правильные формулировки (авторы, запоминайте: «нотариально заверенный скриншот уже сделал», «связался с адвокатом») — дело заканчивается выплатой компенсации.

Размер зависит от наглости или деловитости автора и жадности или сговорчивости сайта.

Можно вспомнить иск блогера Ильи Варламова и остальных к «Аргументам и Фактам» — там все закончилось компенсацией в 20,000₽ в пользу авторов за каждую неправильно использованную фотографию.

И мне кажется, что это происходит не потому, что все такие прямо нехорошие редиски кругом, только и думают, как бы и где чего утянуть. А просто не понимают, что у каждой фотографии есть правообладатель, который распоряжается ее судьбой. И по незнанию можно напороться на действительно озабоченного судьбой своих фотографий автора.

Как быть? Во-первых, принять как данность, что нельзя чем попало иллюстрировать сайт. А во-вторых, я набросал пять главных способов получения легальных изображений. Просто следуйте этой инструкции, и все будет хорошо.

1. Общественное достояние

Как правило, фотографии переходят в общественное достояние через 70 лет после смерти автора. Это общемировая практика, однако иногда возникают нюансы. Например, бывает, что изображение у нас в общественном достоянии, а в США — нет. Если нет уверенности, что изображение в общественном достоянии — нужно дополнительно проверять, чтобы себя обезопасить.

Изображениями в общественном достоянии можно пользоваться как угодно. Рекомендую ознакомиться с соответствующей статьей в «Википедии». Также полезно изучить список ресурсов, на которых можно найти фотографии и изображения, которые находятся в общественном достоянии.

2. Лицензия Creative Commons

Многие, наверное, что-то слышали о Creative Commons. Это такая специальная лицензия (даже не одна, их шесть разных видов), которые по умолчанию всегда разрешают распространять произведение с единственным обязательным условием — указание авторства.

Однако есть нюанс, который называется «коммерческое использование». Некоторые виды лицензий его разрешают, некоторые — запрещают. Является ли, например, публикация в СМИ использованием «целью которого является получение коммерческой выгоды или личного вознаграждения в денежной форме»? Я не знаю, поэтому всегда на всякий случай ищу картинки, которые разрешают коммерческое использование.

Почитать подробнее о видах лицензий Creative Commons можно на официальном сайте. Там же есть поиск. Даже Google умеет узнавать произведения по лицензиям Creative Commons и регулярно улучшает алгоритм (в инструментах поиска по картинкам нужно обратить внимание на пункт «права на использования»). Очень жду, когда «Яндекс» научится искать по легальным изображениям.

3. Использовать эмбеды

Взять картинку из Instagram нельзя — нарушение авторских прав. А заэмбедить — можно. То же самое с , Tumbler, Flickr (не все авторы, правда, включают эмбеды, но все же). И самое главное — Getty Images разрешает эмбеды.

Это же праздник какой-то. И все крупные ресурсы, которые заботятся о своей репутации, — совершенно не стесняются эмбедов. Наши почему-то боятся. TJ, например, берет фотографии из эмбедами, а Instagram всегда пересохраняет к себе.

4. Изображения для прессы

Тут, вроде, всё очевидно. В любой нормальной компании, где работает квалифицированный PR-специалист, всегда есть собственный фотобанк. И они заботятся о том, чтобы там было много легальных и релевантных изображений. Некоторые, спасибо им за это большое, делают онлайн-фотобанк. Например, Airbus.

5. Договориться с автором

Тут тоже всё очевидно. На самом деле, денег за свой труд хотят только профессиональные фотографы — все-таки их хлеб. А все любители всегда с удовольствием разрешают опубликовать их фотографию за так.

Многие профессионалы тоже соглашаются. Легче всего договариваться с иностранцами, — легко можно уболтать на публикацию со ссылкой на сайт. Бывает, и с русскими можно договориться. Мы все люди. Просто разговаривать друг с другом надо.

И уважать чужой труд.

#золотойфонд #авторское_право #право #big_picture #инструкции

Источник: //vc.ru/flood/7097-copyright

Юрист Михеев